Налоговая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;
- изучить функции и принципы налогообложения;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.
- изучить законодательную базу налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА…………………………5
1.1 Функции и принципы налогообложения………………………5
1.2 Виды налогов……………………………………………………...8
2 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ………………………………………………………………………….23
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работо Налоги гот 1 готовая.docx

— 79.56 Кб (Скачать)

Высок уровень  косвенных  налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они  выступают одним из генераторов  инфляционных процессов.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов  -- республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В-четвертых, сложность для  плательщиков создает  и нестабильность налоговых законов.

Порой нечеткость, противоречивость отдельных  статей законов, инструкций не дают уверенности  плательщику  в правильности совершаемых  им действий, а налоговым органам  оставляют  возможность вольного их толкования в пользу бюджета. Методически исчисление налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков.

В-пятых, несовершенство налоговой  системы  связано с неоправданно широкими правами налоговых органов, которые  нередко самостоятельно трактуют положения  налогового законодательства, наказывая  непомерным штрафом за нарушения установленных ими  положений, не неся ответственности  за собственные ошибки.

Большой недостаток белорусской  налоговой  системы видится в  зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых  нарушении по другим платежам и к  соответствующим финансовым санкциям.

Подобный  механизм построения налоговой системы  не применяется  в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко  установленный объект обложения  и только за его сокрытие налогоплательщики  должны нести финансовую ответственность.

Сложность налоговых инструкций и их множество  привело к тому, что для правильного  начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые  опытные аудиторы.

В настоящее время  с учетом всех изменений налоговая система включает 30 налоговых платежей. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обычную деятельность, будут уплачивать пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. Все остальные налоги будут уплачиваться только при возникновении соответствующих объектов налогообложения. (3, «Экономическая газета» за 2010г.)

Установленные формы налоговых  отчетов также  не совершенны. Они  сверх меры перегружены  информацией. Например, при наличии полного  объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими  номера кодов налоговой инспекции  и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать  лишь учетный номер и наименование предприятия.

В спектре повышенных интересов  налогоплательщиков находится принцип  стабильности налогов. Многочисленные изменения  правил уплаты, тем более  вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к  государству, не способствуют росту  инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения  экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей  налоговой нагрузки в течение  не менее пяти лет.

При несоблюдении законов  о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и  размер которой регулируются Кодексом  Республики Беларусь об административных правонарушениях.    Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

1) взыскание всей суммы  сокрытого или заниженного дохода  или суммы налога за иной  сокрытый или неучтенный объект  налогообложения;

2) уплата штрафа за  отсутствие учета объекта налогообложения  или ведение учета объекта  налогообложения с нарушением  установленного порядка, а также  непредставление или несвоевременное  представление в налоговые органы  документов для исчисления налогов;

3) уплата пени за каждый  день задержки перечисления налогов.

В настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском  и местном уровнях. Это достигается  в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов  и других обязательных платежей. На налоговые поступления в структуре  доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

Налоговая система Беларуси, соответствующая условиям рыночной экономики, находится в стадии формирования. Это воплощается в подборе  ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработке структуры  общереспубликанских и местных  налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации  различных форм и методов налогового регулирования и пр.

Доходы местных бюджетов областей и г. Минска формируются  за счет поступлений налога на прибыль  предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налога на недвижимость, уплачиваемый предприятиями  коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлин, подоходного налога с граждан, НДС, акцизов, платы за землю, налога за пользование природными ресурсами, лесного дохода.

 Доля платежей, контролируемых  налоговыми органами, составляет  около 73%. Основной источник дохода  бюджета, обеспечивающий 27% администрируемых   налоговой службы платежей, - налог  на добавленную стоимость.(2, журнал  «Налоги Беларуси» №43 за 2010г.)

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень  изъятий доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с другой - отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Принятие Особенной части  Налогового Кодекса Республики Беларусь позволило упростить порядок  налогообложения, значительно сократить  количество законодательных актов  в сфере налогообложения. В то же время продолжается работа по снижению налоговой нагрузки, так с 2011г. планируется  отмена сбора на развитие территории и налога на услуги. Из состава экологического налога будут исключены некоторые  объекты налогообложения. Также  планируется усовершенствовать  механизм взимания основных налогов.  Сократить  периодичность налоговых  платежей с ежемесячных на ежеквартальные. Основной эффект от этого мероприятия  – высвобождение оборотных средств  для осуществления  деятельности организаций. Сократить  число  налоговых  деклараций, что положительно скажется на снижении финансовых и временных  затрат плательщиков на исчисление и  уплату налогов, взаимодействие с налоговыми органами. (4,  журнал «Налоги Беларуси»  № 41 за 2010г. и «Экономическая газета за 2010г.)

Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование  является важнейшим инструментом государства  по стимулированию развития экономики  и социального прогресса в  стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе подготовки курсовой работы использовались учебные пособия  отечественных и зарубежных ученых по вопросам налогообложения, нормативные  правовые акты, регулирующие порядок  исчисления и уплаты платежей из выручки  в Республике Беларусь, а также  материалы периодических изданий, статистических сборников.

Методологической основой  курсовой работы послужили законодательные  акты Республики Беларусь. В ходе работы использовалась методическая и экономическая  литература, относящаяся к теме.

Что касается Республики Беларусь, то и в ней имеются особенности  налогообложения, характерные для  экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете  сложившихся социально-экономических  отношений в государстве. В частности, не допускается: установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо  или косвенно ограничивают свободное  перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств  или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов  в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих  субъектов, гражданства физического  лица. [17, с. 34].

Совершенствование налогов  в разных государствах является непрерывным  процессом, обусловленным изменениями  экономических условий. Иными словами, налоговые системы являются отражением налогового регулирования государств, которая проводится в реальных экономических  условиях и должна быть максимально  эффективной.

В ходе написания курсовой работы были рассмотрены функции  и принципы налогообложения. Каждая  функция отражает определенную сторону налоговых отношений: фискальная — отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет; регулирующая — отношение государства к налогоплательщику в процессе создания благоприятных условий для развития экономики. В результате в фискальной функции, благодаря которой государство снабжается финансовыми ресурсами, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходной базы государства и ограниченными возможностями юридических и физических лиц в обеспечении такого увеличения.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 года № 71-З.

2. Журнал «Налоги Беларуси» №№1-43 за 2010 год.

3. Периодическое издание «Экономическая газета» №№1-90 за 2010 год.

4. журнал «Налоги Беларуси» № 41 за 2010г. и «Экономическая газета за 2010г.

5.Налоговое право Республики Беларусь”, А.Д. Кишкевич, А.А. Пилипенко, Мн.: “Тесей”, 2007. 218 с.

6. Макроэкономика: Учеб. Пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др., Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд, стер. – М.: Новое знание, 2004. – 462 с. – (экономическое образование).

7. Шкиндерова Н.В. Инновационная активность: налоговое стимулирование // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2005. – №12.

8. Шмарловская Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования, Мн.: БГЭУ, 2006. 187 с.

9. Журнал «Налоги Беларуси» №№1-43 за 2010 год.

10. Периодическое издание «Экономическая газета» №№1-90 за 2010 год.

11. Макроэкономика: Мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск:  «ФУАинформ», 2009. – 702 с.

12. Макроэкономика: учебное пособие / А.Б. Бондарь < и др. >. 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.

13. Налоги и налогообложение: Курс лекций /Л.М. Барсегян. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147 с.

14. Налоги и налогообложение: ответы на экзаменационные вопросы / Л.М. Барсегян. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 160 с.

15. Макроэкономика: курс интенсив. подготот. / И.В. Новикова и др.; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Тетра Системс, 2008. – 304 с.

16. Налогообложение: учеб. пособие / А.А. Савицкий. - Минск: Выш. шк., 2007. - 192с

17. Налоги и налогообложение: Под общ. редакцией доктора экономических наук Н.Е. Заяц, кандидата наук Т.Е. Бондарь для студентов эк. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, 4-е изд., испр. и доп-е, Минск «Вышэйшая школа» 2007 г. 313 с. 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговая система государства