Налоговая политика в развитых странах мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Налоговые системы европейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги - земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги.

Работа содержит 1 файл

Налогооблажение развитых стран.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: «Национальная экономика»

на тему: «Налоговая политика в развитых странах мира» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Налоговые системы европейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х  годов налоговые реформы несколько  сближают их. С учетом специфических  особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги - земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги.

1 Налоги Германии 

     В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления. 

     При образовании в 1871 г. Германской империи  установление всех прямых основных налогов  оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право - устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. 

     Регулярные  матрикулярные взносы отдельных  государств ставили империю в зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В 90-е годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. - налог с наследства, в 1913 г. - налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло только в 60-е годы.

     В декабре 1919 г. с утверждением Имперских  правил налогообложения, разработанных Министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%.   

     Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего  министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.

     Со  времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

  • налоги по возможности минимальны;
  • минимальны, или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
  • налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
  • налоги соответствуют структурной политике;
  • налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;
  • система должна строиться на уважении к частной жизни человека.

     В связи с налогообложением человек  должен по минимуму открывать государству  свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать какие-либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;     

     налоговая система исключает двойное налогообложение;      

     величина  налогов соответствует размеру  государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

     Основные  виды налогов в Германии:

  • подоходный налог на физических лиц,
  • налог на корпорации,
  • налог на добавленную стоимость,
  • промысловый налог,
  • налог на имущество,
  • поземельный налог,
  • налог, уплачиваемый при покупке земельного участка,
  • страховые взносы,
  • налог с наследства и дарения,
  • автомобильный налог,
  • налог на содержание пожарной охраны,
  • акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные и табачные изделия,
  • таможенные пошлины,
  • сборы, идущие на развитие добычи нефти и газа на территории Германии.

     Из  налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству  налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах  бюджета равен примерно 28% - второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. Но основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке - 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, они лишаются при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на них счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% расчетной суммы НДС. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экспорт. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990 г. была 56%).

     Акцизы  в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель.  

     Промысловым налогом (это один из основных местных  налогов) облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании.

     Поземельным налогом облагаются предприятия  сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и  физических лиц. Обычная ставка - 1,2%. Это также местный налог. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается взнос в размере 2% покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочие земельные участки.

     Для юридических лиц необлагаемый минимум  составляет 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйствах. Переоценка имущества происходит каждые три года. Налог на имущество предприятий подвергается в Германии серьезной критике. Фактически оно подлежит тройному обложению: промысловым налогом, поземельным налогом и налогом на собственность.

     У физических лиц обложению подлежат недвижимое имущество, банковские счета, ценные бумаги, вклады в страховые компании, драгоценности, предметы искусства и другие предметы роскоши, яхты, частные самолеты. Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества.

     При определении налога на заработную плату  применяются такие категории, как  налоговые классы, налоговые таблицы  и налоговые карты. Существует шесть  налоговых классов, в которые  группируются наемные рабочие и  служащие: 

     I класс - холостые рабочие без детей;     

     II класс - холостые, разведенные или овдовевшие люди, имеющие на содержании ребенка;     

     III класс - женатые, если в семье работает лишь один из супругов;     

     IV класс - предусматривает случай, когда работают и муж, и жена, и облагаются налогом раздельно;      

     V класс - женатые работающие, один из которых облагается по III классу;     

     VI класс - рабочие, имеющие заработную плату в нескольких местах.     

     Налоговые таблицы учитывают классы, а также  наличие в семье детей, их количество, на чьем содержании они находятся, совместно или раздельно ведется в семье хозяйство. Таблицы учитывают также налоговые льготы. Удержание налога из заработной платы происходит на основе налоговой карты. Карта заполняется в общине по месту жительства. В ней удостоверяются налоговый класс, количество детей, вероисповедание работающего. Там же отмечается инвалидность, достижение 64-летнего возраста и т. д.

2. Налоги США 

 

     Один из руководителей  борьбы за независимость и авторов  Декларации Независимости США Бенджамин Франклин (1706-1790) высказался, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. Налоговая система Соединенных Штатов Америки развивается и совершенствуется уже более 200 лет и способствует развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным - обеспечить доходами федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоги выступают здесь в качестве инструмента регулирования развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основное звено в финансовой системе США составляет бюджетный механизм федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов.

     Доходную  часть федерального бюджета США  определяют пять основных источников. Это подоходный налог с физических лиц, удельный вес которого в доходах  обычно превышает 45%. Далее идут отчисления в фонды социального страхования - 36-37%. Налог на прибыль корпораций составляет только 8-10%, акцизы - 4-5% и таможенные пошлины - примерно 1%. Речь идет о собственных доходах без учета заемных средств. Как видим, самую крупную статью доходов составляет подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале.

     Для того чтобы поддержать отрасли добывающей промышленности, в 80-х годах была установлена налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих по добыче ресурсов. С помощью данной скидки налог может быть уменьшен в пределах 50%. При исчислении налога на прибыльне учитывается удорожание стоимости активов, если только оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие налоговые льготы.

     В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль.

     Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах  государственного бюджета. Федеральные  акцизы установлены на товары - алкогольные  и табачные изделия, бензин, нефть, драгоценности, меха, дорогие автомобили, личные самолеты, на услуги - дороги и воздушные перевозки. Основную часть акцизов взимают штатные и местные органы. Ставки акциза на нефть дифференцированы.

     Налог на имущество, переходящее в порядке  наследования или дарения, имеет  необлагаемый минимум в размере 10 тыс. долл. Более дорогой подарок или наследство облагается налогом по прогрессивной шкале от 18 до 50%. Самая высокая ставка применяется, если стоимость наследства превышает 2,5 млн. долл., при этом учитывается степень родства. Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан.

     Подоходный  налог взимается с населения 44 штатов. Не введен он в штатах Вайоминг, Невада, Техас, Флорида, Южная Дакота и округе Колумбия. Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж - косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением ресторанов. Налог с продаж применяется также в 44 штатах США. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность. Некоторые штаты вводят поимущественные налоги, хотя в основном это прерогатива местных органов власти.

Информация о работе Налоговая политика в развитых странах мира