Налоговая политика РФ на современном этапе развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ЗАДАЧИ И ТИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА 11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 15
2.1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15
2.2 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 17
2.3 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 21
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 25
3.1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 25
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 33
3.3 НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика РФ на современном этапе.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Система налоговых сборов и платежей в  России до 1990 года развивалась под  преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных  отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объёмах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.

   Кардинальные  преобразования в политической и  экономической жизни России на рубеже 1980-1990-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный  комплекс потребовали создания новой  налоговой системы.

   Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне 1990 года принят ещё один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

   Однако  основы существующей в настоящее  время российской налоговой системы  были заложены в конце 1991 года с принятием  Закона «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года.

   Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. 21 ноября 1992 года указом президента Российской Федерации была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

   Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

  • Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ.
  • Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований.
  • Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.
  • Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

   Состав  налогов и сборов периодически менялся  по решению соответствующих органов.

   В 1997 году на территории России действовало  более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трёхуровневая налоговая система, которая включала:

Общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): 

  • налог на добавленную стоимость; 
  • акцизы; 
  • подоходный налог с банков; 
  • подоходный налог со страховой деятельности; 
  • налог с биржевой деятельности; 
  • налог на операции с ценными бумагами; 
  • таможенная пошлина; 
  • государственная пошлина; 
  • подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий; 
  • подоходный налог с физических лиц; 
  • налоги и платежи за использование природных ресурсов; 
  • налоги на транспортные средства; 
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
  • Республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6): 
  • налог на имущество предприятий; 
  • лесной доход; 
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
  • Местные налоги и сборы (было около 24): 
  • налог на имущество физических лиц; 
  • земельный налог; 
  • сбор за право торговли; 
  • налог на рекламу (до 5 % от стоимости услуг по рекламе); 
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; 
  • лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; 
  • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; 
  • сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1 % от суммы сделки) и др.

   Практика  функционирования налоговой системы  середины 1990-х годов делала невозможным  планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу — риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как чрезвычайно высокие. Наконец, существовавшая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объёме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок. Для них налоговое бремя оказалось чрезмерно высоким, и в результате они либо выталкивались с рынка, либо начинали уклоняться от налогов.

     С начала 1999 года начался новый виток  совершенствования системы налогов  и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и новые инструменты. В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам России подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.

     Однако  за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому за последние годы в НК РФ была внесена большая серия поправок.

     В период с 2000—2002 годов Правительство  РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.). Это снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов; ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы; снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки; сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот. В области межбюджетных отношений — перераспределение налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

     Цель  налоговой реформы в настоящее  время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы  по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

     Во  исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

     С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части  второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.

     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение  в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов.

     На  заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004—2006 гг.

     Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». 10

     Реформа налоговой системы России затрагивает  не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Реформирование налогового администрирования в  РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной. Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

  • На 2004 год в России действовала следующая законодательно закрепленная система налогов и сборов:
  • Федеральные налоги и сборы: 
  • налог на добавленную стоимость; 
  • акцизы; 
  • налог на прибыль организаций; 
  • налог на доходы физических лиц; 
  • единый социальный налог; 
  • государственная пошлина; 
  • таможенная пошлина; 
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 
  • налог на добычу полезных ископаемых; 
  • платежи за пользование природными ресурсами; 
  • налог на операции с ценными бумагами; 
  • плата за пользование водными объектами; 
  • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; 
  • сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; 
  • сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • Региональные налоги и сборы: 
  • налог на имущество организаций; 
  • лесной доход; 
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.
  • Местные налоги и сборы: 
  • земельный налог; 
  • налог на имущество физических лиц; 
  • налог на рекламу.

Основные  цели современной налоговой реформы  России:

  • Повышение уровня справедливости и нейтральности за счет: 
  • выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков; 
  • отмены неэффективных и негативно воздействующих на экономическую деятельность налогов; 
  • исправления деформаций в определении налоговой базы; 
  • улучшения налогового администрирования;
  • упрощения процедур обжалования действий налоговых органов; 
  • сокращения возможностей уклонения от налогообложения.
  • Снижение общего налогового бремени. Для этого предполагается: 
  • отменить «оборотные» налоги; 
  • снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда; 
  • вывести из базы налога на прибыль все необходимые для ведения бизнеса расходы; 
  • по мере снижения расходов государства снижать ставку НДС.
  • Упрощение налоговой системы за счет: 
  • установления закрытого перечня налогов и сборов; 
  • сокращения их числа; 
  • максимальной унификации налоговых баз, правил исчисления и порядка уплаты налогов.
  • Обеспечение стабильности и предсказуемости.

     На 2004 год в России действовали почти  три десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин.

     Практика  реформирования системы налогов  и сборов последних лет показала бесперспективность внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство, не решающих ключевых проблем налоговой  системы России. Проблему можно решить лишь принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором будет достигнут баланс интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая реформа России имеет благоприятные шансы в случае, если удастся достичь компромисса между правительством, региональными элитами, парламентом и бизнесом относительно направления преобразований, их скорости и степени радикальности.

 

Заключение

 

     Основным  финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще. Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций.

Информация о работе Налоговая политика РФ на современном этапе развития общества