Налоговая политика РФ на современном этапе развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. ЗАДАЧИ И ТИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА 11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 15
2.1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 15
2.2 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 17
2.3 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 21
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РФ 25
3.1 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 25
3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ 33
3.3 НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика РФ на современном этапе.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Регулирующее  воздействие налогов на хозяйственную  жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

     Основные  подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избегании двойного налогообложения.

     Наиболее  перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

     Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые  вычеты, которые могут применяться  не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Налоговые вычеты подразделяются на:

    • стандартные;
    • социальные;
    • имущественные;
    • профессиональные;

     Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в  бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

     Методы  налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое  регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две  взаимосвязанные сферы:

    • налоговые льготы;
    • налоговые санкции;

     Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет  в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики. 

     Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых  платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

     Важным  условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим  обоснованием предоставляемой налоговой  льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

     Система налоговых льгот тесно взаимосвязана  с системой налоговых санкций. Составляющими  этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

     Таким образом, налоговое регулирование  является сложным действием налоговой  политики государства, поскольку его  цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

2.3 Налоговый контроль

 

     Налоговый контроль представляет собой систему  действий налоговых и иных государственных  органов по надзору за выполнением  фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками  сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

     В соответствии с законодательством  налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы;

  • органы государственных внебюджетных фондов.
  • таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
  • органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

     Отдельно  следует сказать о роли Федеральной  службы налоговой полиции России, которая не относится к органам, непосредственно осуществляющим налоговый  контроль, и исполняет вспомогательные  функции по обеспечению соответствующей  деятельности должностных лиц налоговых органов. Органы налоговой полиции России по запросу налоговых органов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасность должностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказывая оперативное содействие в добывании информации, необходимой для целей проверок.

     В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы активно  взаимодействуют с органами ГТК  РФ, ФСНП России, государственных внебюджетных фондов и другими входящими в  систему исполнительной власти органами специальной компетенции - министерствами, службами, ведомствами. Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между ними публично-правовых договоров -соглашений. Указанные органы ин­формируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, обмениваются другой несводимой информацией.

     Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также  права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ.

     Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. При этом непосредственными целями налогового контроля являются:

  • выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;
  • предупреждение их совершения в будущем;
  • обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

   Для достижений указанных целей налоговыми и иными контролирующими органами используются следующие основные формы (способы) налогового контроля:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений  обязанных лиц;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • контроль  над расходами физических лиц и др.

   В процессе осуществления указанных  форм налогового контроля про­изводятся  проверки и иные действия по:

  • исполнению налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
  • исполнению налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
  • соблюдению налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
  • соблюдению банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
  • правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • предупреждению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • выявлению нарушителей налогового законодательства и привлечению их к ответственности.

   Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые  сотрудниками контролирующих органов  при его осуществлении.

   Выделяют  документальный и фактический налоговый  виды контроля, методы которых могут  существенно различаться:

  • документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально-значимым документам, без выезда на место) проверок; его основные методы:
  • формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  • юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
  • встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
  • экономический анализ;
  • фактический контроль связан с проведением выездных налоговых проверок.

   Основной  формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые  позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления фискально обязанным лицом своих обязанностей.

   Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выявления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки (требование документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).

 

   

Глава 3 Методы осуществления  налоговой политики и проблемы налоговой  политики на современном  этапе в РФ

3.1  Налоговая политика  России в рыночных  условиях

 

     Крушение  коммунизма и распад Советского Союза  открыли Российской Федерации путь к созданию свободной рыночной экономики. Вместе с новой экономической структурой пришла и новая, более сложная налоговая система. Однако и при прежней и при нынешней налоговой политике в России по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни.

     Советский Союз представлял не лучшие стимулы  к увеличению производства, чем это  делает сегодняшняя Россия. Он в  этой области полагался на идеологию. По мере того, как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала, разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и, в конце концов, привело к краху СССР.

Информация о работе Налоговая политика РФ на современном этапе развития общества