Налоговая политика: необходима коррекция принятого курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:08, статья

Описание работы

Принятый курс налоговой политики ведет экономику России в тупик. При этом последнее слово лучше читать по-английски: на этом языке «тупик» (dead-end) означает одновременно и «смертельный конец». Налоги, которые занимают в ВНП в разных странах долю в размере от 30% до 50%, превратились в решающий фактор международной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

для реферата.doc

— 128.00 Кб (Скачать)
 

    Имея  эти данные и зная, что из 24% налога на прибыль в Федеральный бюджет (ФБ) перечисляется 6,5%, а из ЕСН, равного 26% от Фонда оплаты труда (ФОТ), в ФБ перечисляется  6%, можно вычислить:

    - ФОТ  – 5,8 трлн. руб.; прибыль – 4,9 трлн. руб.; ЕСН – 1,6 трлн. руб.

    Примем сумму этих показателей (12,3 трлн. руб.) в качестве добавленной стоимости за базу для расчета НДС по предлагаемому варианту (реальная база будет больше за счет других налогов и сборов).

    При расчете по нашей методике и ставке НДС 18% его поступление в бюджет составили бы 2,2 трлн. руб., т.е. в 2,8 раза больше, чем получено в бюджет за продукцию, произведенную в РФ, при использовании существующей методики расчета НДС.

    И даже, если уменьшить ставку НДС до 10%, то при расчете по предлагаемой методике поступление НДС в бюджет составят 1,2 трлн. руб., т.е. в 1,5 раза больше.

    В расчете учтена только «белая» зарплата, т.е. официальная. Не учтена регрессия  ЕСН. Не учтено и то, что некоторые  предприятия ЕСН платят, а НДС  платить не должны. Но эти нюансы  не могут принципиально повлиять на полученный результат. Бюджет РФ по нашему расчету при таком подходе увеличился бы примерно на 28%.

    Реализация  предлагаемого варианта существенно  повысит собираемость налога (по меньшей  мере, в два раза), упростит проверку  правильности начисления и уплаты НДС, исключит проблему уплаты НДС с авансов, исключит проблему возмещения НДС из бюджета, в том числе за «лжеэкспорт», сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам.

    Желательно  также и резко сократить текущую  налоговую отчетность предприятий. Сейчас бухгалтерский отчет с приложениями – это около ста  страниц текста и расчетов. «Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов Единого социального налога (ЕСН) с учетом возрастов и полов сотрудников, регрессивной ставкой и уплатой в три бюджета - неполный перечень «заморочек» бухгалтера. И сравните со странами Европы, где многие малые и средние предприятия своих бухгалтеров вообще не имеют. Их обслуживают специализированные фирмы, в которых один бухгалтер – например, в Германии или Израиле – вполне справляется с ведением отчетности 50-150 предприятий. При нашей системе учета больше 3-4 фирм не потянул бы никто.

    Исходя  из этих соображений в «Деловой России»  разработаны формы, в которых  каждая из налоговых деклараций по всем налогам, включая реквизиты  налогоплательщика, умещается на одной странице.

    Представляется  также логичным и целесообразным платить каждый налог одним платежным  поручением. Распределение по фондам и бюджетам в долях, установленных  Налоговым Кодексом, следует поручить государственному казначейству, в адрес которого сегодня перечисляются все налоги. Ему же следует поручить и указание Кодов бюджетной классификации (КБК), необходимых Минфину.

    Резюмируя вышесказанное, наши предложения по упрощению отчетности можно свести к следующим:

    - налоговый и отчетный периоды для всех налогов должны быть равны одному году;

    - ЕСН и Налог на прибыль следует платить, как и сегодня, в адрес Федерального казначейства, но одной платежкой каждый налог. Распределение налогов по бюджетам и фондам, а также указание Кодов бюджетной классификации (КБК) всех налогов и сборов надо поручить Федеральному казначейству;

    - при расчете НДС за налоговую базу принимать добавленную стоимость, полученную на предприятии за отчетный период. Счета-фактуры, Книги покупок и продаж отменить применительно к расчету НДС;

    - объем деклараций по налогам сократить до одной-двух страниц по каждому налогу. 

Народ – для налогов  или налоги – для  народа. 

    Вернемся  теперь к пресловутому «плоскому» подоходному налогу. Обратимся опять к помощи нашего президента. 25 октября 2006 года В.В.Путин сказал: «Россия вступает в этап устойчивого роста экономики и решения на этой базе социальных задач, главная из которых заключается в том, чтобы устранить дисбаланс между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно. Вот этот разрыв между доходами мы можем, должны и будем сокращать…». И вот как этот разрыв «сокращают» наши финансисты. Уже говорилось, что наш подоходный налог с единой ставкой в 13% просто уникален. Россия, похоже, единственная страна с таким огромным разрывом в доходах и с таким «справедливым» подоходным налогом. При этом принятый у нас необлагаемый налогом доход 400 руб./мес. в 45(!) раз меньше среднего по Европе. Например, в Германии необлагаемый налогом доход составляет 638 евро в месяц или в переводе на наши деньги около 22.000 рублей в месяц.

    Ну, с Германией мы, вроде, ни на каком рынке не конкурируем. Возьмем тогда нашего ближнего соседа - Китай.

    Темпы роста ВВП в КНР достигли в 2005 году 9,2%. И не в последнюю очередь - благодаря правильно отлаженной налоговой системе. Максимальная ставка подоходного налога в Китае составляет 45%, а необлагаемый налогом доход – 1600 юаней (5,8 тыс. руб., что в 13,2 раза больше, чем у нас). От подоходного налога освобождено более 40% граждан. И это притом, что ВВП на душу населения в Китае в три раза меньше, чем в России. А в социальной сфере коммунистический Китай дает своим гражданам такие экономические свободы, которые сейчас доступны в редкой стране рыночной экономики: хочешь, сам копи себе деньги на старость (и ваши юани никто не обесценит); хочешь, «вкладывай» деньги в образование своих детей – чтобы они содержали тебя в старости; хочешь, покупай страховой пенсионный полис – в государственной или частной страховой компании. Также и с безработицей: почему работающие должны оплачивать содержание тех, кто не трудится? Нет работы в госсекторе -  ищи на частном предприятии, не хочешь работать на хозяина – открывай свое предприятие, нет денег на свой бизнес – займись работой на своем участке, каким-либо ремеслом в своем подвале (Б. Гейтс свою первую фирму открыл в гараже!), обратись к соседу, поищи работу в другом городе, другой провинции, другой стране – мир велик, а кто не работает – тот не ест. Правительство помогает, чем может. Например, как пишут «Аргументы и факты» (15-21 ноября 2006 г., с.12), импортные пошлины в Китае доходят до 100-200% - еще одна «Великая китайская стена». (Для сравнения: более половины китайского экспорта в Россию изделий легкой промышленности – черный и серый импорт, т.е. идет без пошлин – только взятки таможенникам). И китайцы не жалуются и не требуют от своего правительства рабочих мест, квартир, пособий, бесплатного проезда или бесплатных лекарств.

    В мире вообще нет ничего бесплатного; то, что бесплатно для вас сейчас, либо должен оплатить кто-то другой, либо придется потом все равно оплатить вам же – но уже вдвойне, втройне дороже. И ответственные государственные политики хорошо понимают это, и не позволяют ни себе, ни другим дурачить народ. Во времена, которые были для Германии столь же (если не более) трудны, как нынешнее время для России, Людвиг Эрхард не просил для немцев ни льготных кредитов, ни гуманитарной помощи, ни чужих технических знаний. Он просил только одного: «Дайте нам сырье – все остальное мы сделаем сами!». Мы тоже не считаем, что народ России генетически не способен прокормить себя сам. Лучше бы – если государство могло помочь ему. Нет – пусть хотя бы не мешает: денежной эмиссией, лицензированием банковских и фондовых мошенников, принудительным пенсионным страхованием, «ненавязчивым» сервисом фискальных органов.

    В целом, по нашему мнению, конкурентоспособная  налоговая система для России должна выглядеть следующим образом:

    - подоходный  налог для физических лиц –  с необлагаемым минимумом 36 тыс.  руб. в год (3 тыс. руб. в месяц) и налоговыми ставками 13 %, 25 % и 45 % (последняя – для доходов свыше 15 млн. руб. в год);

    - в  дополнение к подоходному налогу, налог на крупные состояния  - по ставке в 0,5 %, необлагаемый  минимум – 10 млн. руб.;

    - стандартную  ставку НДС снизить до 12 %, отменить  возмещение НДС для экспорта сырья и энергоносителей, разрешить регионам вводить дополнительно налог с продаж по ставкам до 5 %;

    - ставку  ЕСН снизить до 15 %, установить  необлагаемые минимум (3 тыс. руб.  в месяц) и максимум (свыше 200 тыс. руб.) для ЕСН;

    - восстановить 50- процентную инвестиционную скидку по налогу на прибыль (для вложений в высокотехнологичные отрасли – скидка в 100 %).

    В заключение подчеркнем, что дальнейшее промедление с модернизацией системы налогообложения грозит стагнацией экономики и обострением социальной напряженности в России. Если мы хотим, если не догнать новые промышленные страны мира, а просто хотя бы сохранить свой промышленный потенциал, то решения принимать надо прямо сейчас. Как минимум, необходимо облегчить налоговое бремя малого бизнеса и несырьевых отраслей промышленности, ввести прогрессивную шкалу налогообложения с одновременным увеличением необлагаемого налогом дохода до прожиточного минимума, резко и заметно упростить и сократить налоговую отчетность предприятий.

Информация о работе Налоговая политика: необходима коррекция принятого курса