Налоговая политика на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - рассмотрение налоговых аспектов экономического роста с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов, а также анализ главных на текущий момент направлений налоговой политики. Для достижения этой цели я ознакомилась с целями, задачами, типами налоговой политики и проанализировала направления налоговой политики существующее в настоящее время. Центральное место в работе занимают сугубо практические вопросы налоговой политики, которые вместе с тем вплотную выходят на те или иные теоретические положения.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

      Одним из перспективных направлений в  сфере регулирования трансфертного ценообразования может стать введение института предварительных соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами. В случае полного выполнения условий таких соглашений цена сделки в целях налогообложения будет признаваться рыночной без дополнительных оценок. Подготовка и заключение соглашений будут проходить на платной основе (уплата госпошлины за рассмотрение заявления налогоплательщика о заключении соглашения).

      Ввести  такой институт Министерство финансов готов только после того, как начнут действовать новые положения по трансфертному ценообразованию, а также появится практика их применения, то есть не ранее 2010 года.

      Налог на добавленную стоимость

      Первая  проблема, которой озаботились в Министерстве финансов, - возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при применении нулевой ставки. Основные способы уклонения от налогообложения в финансовом ведомстве связывают с «неправомерным неначислением налога поставщиками». По мнению авторов проекта, необходимо вернуться к рассмотрению вопроса об уточнении списка документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Главное при этом - факт вывоза товара за пределы таможенной территории Росси в режиме экспорта. В Министерстве финансов предлагают корректировать упомянутый список с учетом данного обстоятельства.

        Важно, что налогоплательщику  не придется постоянно представлять  документы для подтверждения  права на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Так, налогоплательщик, который однажды представит документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, в дальнейшем сможет просто уведомлять налоговые органы о том, что документы уже поданы. В уведомлении надо указывать период подачи и реквизиты документов. Для облегчения документооборота вместо всех таможенных деклараций разрешат подавать особые реестры, в которых будет содержаться информация о вызове товаров с соответствующими отметками таможенных органов. Правда, есть оговорка: при камеральной проверке налоговики в праве затребовать и сами декларации.

      Вторая  задача- введение обязательной системы  регистрации лиц в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Всем зарегистрированным в системе планируется присваивать особые идентификационные номера, которые нужно будет указывать в счетах-фактуры.

      Регистрация станет обязательной для тех организаций  и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации услуг превысит некую предельную величину. Реестр налогоплательщиков налога на добавленную стоимость будет публичным и доступным по интернету. Ввести в действие такую систему Министерство финансов предполагает с 2008 года.

      Налог на прибыль

      Основная  новация по налогу на прибыль- введение института консолидированной финансовой отчетности. При исчислении группой компаний налога финансовые результаты всех членов холдинга суммируются. Платежи от консолидированного налогоплательщика между бюджетами регионов Российской Федерации распределяются по аналогии с действующими правилами распределения налога на прибыль в отношении обособленных подразделений, то есть пропорционально доле компании, входящей в группу, в совокупной стоимости основных фондов и фонда оплаты труда. Ответственность за подачу налоговой декларации  от имени всех членов холдинга возлагается на материнскую компанию. Группой компаний считаются компании, прямо или косвенно принадлежащие материнской организации, а критерием принадлежности - минимальная доля участия.

      Цель  введения консолидированной отчетности (по планам Министерства финансов с 1 января 2009 года)- более эффективный контроль за трансфертным ценообразованием, а также предотвращение связанных с ним перемещений центров прибыли.

      Налог на доходы физических лиц

      Система налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц будет усовершенствована. Для начала нужно ввести вычет на сумму отчислений по добровольному пенсионному страхованию. Далее - объединить социальные вычеты в один, суммировав существующие размеры вычетов на лечение, обучение и упомянутого вычета на пенсионное страхование.

      Сейчас  вычет на обучение (или лечение) предоставляется  в пределах 50000 рублей. Размер объединенного  вычета составит 100000 рублей. По замыслу  авторов проекта, налогоплательщик кроме увеличения абсолютной суммы  вычета получит право распоряжаться  им по своему усмотрению. То есть каждый сможет использовать вычет на образование, здравоохранение или добровольное пенсионное страхование. Соответствующие поправки уже включены в законопроект, который депутаты собираются принять в весеннюю сессию.

      Имущественный налоговый вычет при продаже жилья планируется предоставлять в полном объеме от доходов, полученных при продаже, даже тем налогоплательщикам, которые владели проданным имуществом меньше трех лет. При условии, что это жилье было ими приватизировано, а до этого они проживали в нем определенный срок. Надо сказать, весьма длительный - предположительно не менее 15-20 лет.

      Для получения имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц введут еще два условия: продаваемая квартира должна быть единственным объектом жилой недвижимости, находящимися в собственности налогоплательщика, и налогоплательщик должен в ней проживать.

      Налог на недвижимость

      Налог на имущество физических лиц, налог  на имущество организаций и налог  на землю под недвижимым имуществом граждан и фирм будут трансформированы в налог на недвижимость. Землю и находящиеся на ней постройки объединят в одном объекте налогообложения. Сам налог на недвижимость станет основным доходным источником местных бюджетов.

      Мы  уже обсуждали на страницах журнала  проблема, связанные с ведением этого налога, эксперимент по его применению и причины, по которым эксперимент был блестяще проведен в Великом Новгороде и не удался в Твери. С провалом эксперимента в Твери как раз и связан перенос акцента с создания и оценки объектов налогообложения на межведомственное взаимодействие при проведении массовой оценки.

      Несмотря на все сложности, Министерство финансов считает возможным ввести налог на недвижимость с 1 января 2009 года. Местные власти получат право устанавливать налоговые ставки. Поскольку администрирование налога на недвижимость довольно дорогая процедура, ставка налога не обещает быть низкой. В связи с этим предполагается установить переходный период, в течение которого будет ограничен размер максимального увеличения или уменьшения налогового платежа по сравнению с существующими налогами. Это сделает переход менее болезненным. В законе также четко пропишут, в какой момент, строящийся объект становится объектом налогообложения.

      Учетная политика

      Изменятся требования к учетной политике для целей налогообложения. Так, Министерство финансов собирается разработать и опубликовать методические указания, разъясняющие возможность выбора метода налогового учета и порядок отражения в учетной политике сделанного выбора.

      Скорее  всего, будут введены ограничения на частоту смены метода налогового учета. В пример приводится практика США, согласно которой налогоплательщик, изменивший учетную политику один раз за пять лет, должен обосновать необходимость новой смены и получить на это разрешение налоговых органов.

      Налогоплательщикам  разрешат вносить дополнения в приказ об учетной политике в течение  налогового периода. Конечно, если вновь  внесение в приказ положения не меняют уже принятых методов учета. Например, дополнением будет считаться  внесение новых положений в учетную политику в связи с появлением у организации нового вида деятельности.

      Решится вопрос и об информировании налоговых  органов о принятой учетной политике. Сейчас в Налоговом кодексе не закреплена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы приказ об учетной политике для  целей налогообложения, а формы налоговых деклараций по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость не содержат сведений из учетной политики.

      Финансовое  ведомство планирует внести в  декларации специальные графы для указаний принятых методов учета. Когда методики учета формализовать не возможно (например, при раздельном учете по операциям, облагаемым и не облагаемым налогом на добавленную стоимость), можно воспользоваться запасным вариантом: один раз представить в налоговую инспекцию документ с утвержденными методами учета, а в дальнейшем подавать его, только если в этой области учета произошли изменения.

      И, наконец, с 2009 года финансовое ведомство  планирует отказаться от применения в налоговом учете метода ЛИФО. Напомним, что в бухгалтерском учете при отражении финансовых вложений метод ЛИФО также не используется. Кроме того, Министерство финансов подготовил приказ о внесении аналогичных поправок в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Данные изменения предполагается применять с 2008 года.

        
 

        
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Подводя итоги проделанной работы, считаю необходимым, сделать следующие  выводы:

      1.Необходимы  серьезные  изменения  в  налоговой политике государства,  способные сделать налоговую  систему  эффективно выполняющей  свои  функции.  Жизнь  показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию:  обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.  Нужны,  прежде  всего, экстренные  меры  по  ликвидации сложившегося акцента на  фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство,  инвестировать. А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой, - установить дополнительные льготы для тех,  кто станет вкладывать средства в производство.

      2. Одновременно с этим законодательно  установленную ставку налога  на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать в зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах.  В частности,  целесообразно установить  порядок, при котором за каждый процент прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается  (повышается)  на 0.5-0.7 пункта.  На первом этапе этот порядок можно было бы

      установить  для  приоритетных  отраслей  народного   хозяйства,  распространив в дальнейшем на остальные предприятия.  Во избежание  увеличения объема технической работы  налогоплательщиков  и налоговых  органов ставку налога следовало бы корректировать  раз в год по предоставлении годового отчета.

      3. Серьезному анализу должен быть  подвергнут налог на добавленную стоимость.  В условиях динамичных инфляционных  процессов и огромной его ставки этот налог стал сегодня одним  из решающих факторов сдерживания развития производства в связи  с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие  цены.  Думается, нельзя умалять роль налога на добавленную стоимость в том,  что в течение четырех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также гигантскими темпами растет взаимная задолженность предприятий и организаций. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру,  перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться,  на мой взгляд, нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм,  имея в виду  существенное снижение ставки. Здесь проблема упирается, как показывают расчеты, в ограниченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм налога на добавленную стоимость, в связи с ростом  цен и отработкой механизма взимания этого налога,  увеличением объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок.  К тому же результату вело бы и оправданное увеличение ставок налога на имущество предприятий.

      В поисках выхода из тупика,  в котором  сегодня  оказалось  народное хозяйство  России,  нельзя, разумеется, уповать только  на налоговую политику. Сама по себе она все проблемы решить не  в состоянии вообще, а в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода  России  из  кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики,  налаживание хозяйственных связей  и расчетов  между предприятиями, резкое снижение темпов инфляции,  поддержку малого бизнеса. Но  эта программа не даст положительных результатов,  если оставит в стороне налоговую систему,  ее существенную корректировку. В то же время не стоит рассчитывать на  значительный  эффект  от  мер, касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом,  которую проводит государство. Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги:  устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая политика на современном этапе