Налоговая политика на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - рассмотрение налоговых аспектов экономического роста с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов, а также анализ главных на текущий момент направлений налоговой политики. Для достижения этой цели я ознакомилась с целями, задачами, типами налоговой политики и проанализировала направления налоговой политики существующее в настоящее время. Центральное место в работе занимают сугубо практические вопросы налоговой политики, которые вместе с тем вплотную выходят на те или иные теоретические положения.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИ1.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ

        Я считаю, что выбранная мною  тема актуальна, так как все  важнейшие направления развития  государства невозможны без соответствующего  финансирования, следовательно, необходима  развитая экономика для более  полного выполнения государством  своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано.

      Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства

      Цель  моей  работы - рассмотрение налоговых  аспектов экономического роста  с  точки зрения как традиционных, так  и нетрадиционных подходов, а также  анализ главных на текущий момент направлений налоговой политики. Для достижения этой цели я ознакомилась с целями, задачами, типами налоговой политики и проанализировала направления налоговой политики существующее в настоящее время.  Центральное место в работе занимают сугубо практические вопросы налоговой политики, которые вместе с тем вплотную выходят на те или иные теоретические положения. 
 
 

      1 РАЗДЕЛ. Налоговая политика

                                              1.1.Понятие налоговой политики.

      Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

      Налоговую политику осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, а за ее выработку и осуществление — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

      Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов (приложение 1):

      — управления;

      — информирования (пропаганды);

      — воспитания;

      — консультирования;

      — льготирования;

      — контролирования;

      — принуждения.

      Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

      Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

      Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

      Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

      Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

      Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

      Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

      До  недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков. 

      1.2.Цели  и задачи

        Налоговая политика является  частью финансовой политики. Содержание  и цели налоговой политики  обусловлены социально-экономическим  строем общества и социальными  группами, стоящими у власти. Экономическая  обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

      В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения национального  дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

      Задачи  налоговой политики сводятся к (Приложение 2):

    1. обеспечению государства финансовыми ресурсами;
    2. созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
    3. сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
    4. обеспечение сбалансирования бюджета и приостановление темпа роста инфляции;
    5. оживление деловой активности отечественного товаропроизводителя, поддержка производства и торговли.
 

      1.3. Типы налоговой политики

      Российские  ученые выделяют три типа налоговой  политики (Приложение 3):                   Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

      Второй  тип - политика разумных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель  максимально выводится из-под  налогообложения, но это ведет к  ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

      Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая  политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

      При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 РАЗДЕЛ. Основные принципы и направления налоговой политики России в текущем году.

      Совокупность  налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и взносов в  государственные целевые фонды, а также совокупность государственных  налоговых органов и их компетенция составляют налоговую систему. Таким образом, налоговая система состоит из системы налогообложения и системы налоговых органов.

             Налоговая система должна базироваться  на таких основополагающих принципах:

  1. Принцип обязательности оплаты налогов предусматривает установление ответственности плательщиков налогов за нарушения налогового законодательства.
  2. Принципы равности субъектов налогообложения и недопущения любых проявлений налоговой дискриминации обеспечивается одинаковым подходом к субъектам хозяйствования относительно определения обязательств по оплате налогов.
  3. Принцип социальной справедливости означает организацию социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения внедрением экономически обоснованного налогообложения, то есть, установлением необлагаемого минимума и дифференцированного и прогрессивного налогообложения доходов граждан.
  4. Принцип стабильности означает неизменность налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года.
  5. Принципы научной обоснованности предусматривает установление налогов на основе реальных показателей состояния и  финансовых возможностей национальной экономики. При этом учитывается необходимость достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами.
  6. Принцип равномерности оплаты налогов обеспечивается установленным сроком оплаты, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов.
  7. Принцип компетенции означает установление и отмену общегосударственных налогов.
  8. Принцип единого подхода предусматривает обеспечение одинакового подхода и разработке законов о налогообложении с обязательным определением плательщика налога, объекта налогообложения, налоговой базы, сроков и порядка оплаты налога и оснований для предоставления налоговых льгот.
  9. Принцип доступности обеспечивает открытость норм налогового законодательства для плательщиков налогов.

          Направления налоговой политики (Приложение 4):

  1. сокращение налоговых льгот
  2. усиление роли налогов
  3. применение регулирования цен на отдельные группы товаров и услуг
  4. снижение налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков
  5. усиление контроля за своевременным и полным внесением налогов в бюджет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 РАЗДЕЛ. Основные требования, предъявленные  к налоговой политике

      На  заседании 2 марта 2007 года Правительство  Российской Федерации одобрило основные направления развития налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы. Проект с одноименным названием подготовлен Министерством финансов России в рамках разработки трехлетнего бюджета.

        После прочтения документа становится  ясно: снижения налогов, скорее всего не будет. Министерство финансов собирается сосредоточиться на других задачах. Нас ожидает переход от экстенсивного развития налоговой системы (снижения налоговых ставок) к интенсивному (улучшение администрирования налогов и планомерное решение накопившихся проблем). Изменения весьма масштабны, поэтому остановимся лишь на самых важных.

      Трансфертные  цены

      Контролю  за трансфертным ценообразованием в  Налоговом кодексе посвящены  две статьи – 20 «Взаимозависимые лица»  и 40 «Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения». По мнению Министерства финансов, данные проекта не позволяют уклониться от налогообложения с использованием трансфертных цен.

      Что предлагает финансовое ведомство? Прежде всего, расширить перечень критериев для признания лиц взаимозависимыми, а также ввести в налоговое законодательство порядок определения долей прямого и косвенного участия. Следующий шаг – установить закрытый перечень контролируемых сделок, по которым налоговые органы при необходимости смогут корректировать цену, приближая её к рыночной. При совершении поименованных в этом списке сделок между взаимозависимыми лицами нужно будет уведомлять налоговые органы (предположительно с помощью специальной декларации).

      Методам оценки рыночных цен и их применения Министерство финансов планирует посвятить отдельную главу. В ней будут оговорены критерии идентичности и сопоставимости товаров (работ, услуг), порядок расчета показателей для определения рыночных цен. Кроме того, будет уточнена ответственность за нарушение отдельных положений налогового законодательства о трансфертном ценообразовании, установлен регламент использования источников информации о ценах, а также вынесено множество прочих нововведений.

Информация о работе Налоговая политика на современном этапе