Организационная
налоговая оптимизация предусматривает
изучение всех предлагаемых к подписанию
хозяйственных договоров на предмет
их налоговых последствий.
В процессе
налоговой оптимизации можно
выделить ряд этапов:
- первый этап – момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством;
- второй этап – выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и ее структурных подразделений;
- третий этап – выбор одной из существующий организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;
- четвертый этап – анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот каждому из налогов;
- пятый этап – анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей;
- шестой этап – решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея ввиду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Первые
три этапа налоговой оптимизации
происходят только один раз – до
регистрации организации, а остальные
относятся к текущей деятельности
и должны осуществляться постоянно
в ходе процесса хозяйственной деятельности
на всех ее уровнях.
Налоговую
оптимизацию в зависимости от
периода времени, в котором она
проводится. Можно разделить на перспективную
и текущую.
Перспективная
налоговая оптимизация заключается
в применении таких приемов и
способов, которые уменьшают налоги
в процессе всей деятельности налогоплательщика.
Подобная оптимизация достигается
посредством правильной постановки
на предприятии бухгалтерского и налогового
учета, грамотного применения налоговых
льгот и освобождений. Текущая налоговая
оптимизация заключается в применении
совокупности методов, позволяющих снижать
налоги в каждом конкретном случае в отдельно
взятом налоговом периоде, например, при
осуществлении той или иной операции путем
выбора оптимальной формы сделки.
Комплексное
и целенаправленное использование
налогоплательщиком совокупности всех
методов налоговой оптимизации
составляет налоговое планирование.
В отличие от уклонения от налогов,
которое связанно с нарушением действующего
законодательства, налоговое планирование
является абсолютно законным средством
сохранить заработанные деньги. Таким
образом, пользоваться налоговым планирование
нужно, соблюдая следующие принципы:
- принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает, что все хорошо в меру. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие – применение налоговых санкций со стороны государства;
- цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;
- недопустимость построения оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (финансового, банковского, гражданского и др.). В качестве примера можно привести ситуацию, которая сложилась со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начислялись по договорам возмездного оказания услуг, в то время как на договоры подряда взносы начислялись в установленном порядке. Те предприятия, которые не хотели платить взносы, стали вместо договоров подряда заключать договоры возмездного оказания услуг, хотя оказываемые услуги носили подрядный характер (например, договор на оказание услуг по ремонту помещений). При проведении проверок и последующем разбирательстве в суде такие договоры абсолютно обоснованно признавались договорами подряда, что влекло доначисление страховых взносов и применение к предприятиям финансовых санкций;
- комплексный подход. Выбрав метод снижения какого-либо налога, следует проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;
- индивидуальный подход. Только изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия на другое нельзя;
- юридическая чистота. Все используемые в том или ином методе юридически значимые документы должны быть проанализированы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства.
При формировании
того или иного способа налоговой
оптимизации должны быть проанализированы
все существующие аспекты как
оптимизации, так и деятельности
организации в целом. При выборе
метода налогового планирования учитываются
требования иных отраслей законодательства
(антимонопольного, таможенного, валютного
и т.д.).
Выделяют
четыре вида налоговой оптимизации:
- действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи проводятся в обычном порядке (классическая оптимизация);
- действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются (минимизация налогов);
- действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи при этом не производятся (противозаконная оптимизация);
- действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи осуществляются как положено.
Последний
вид налоговой оптимизации в
реальной жизни практически отсутствует,
на практике существуют только три
основных вида налоговой оптимизации:
классическая оптимизация, минимизация
налогов и противозаконная оптимизация.
Классическая
налоговая оптимизация – важное
направление финансово-экономической
деятельности предприятия, призванное
обеспечить корректное выполнение предприятием
своих налоговых обязательств перед
бюджетом, своевременную и полную
уплату налогов. Предприятие должно
пользоваться всеми возможными простыми
и доступными льготами, в том числе
по рассрочке налоговых платежей.
В экстренных экономических ситуациях
предприятие может пойти на задержки
налоговых платежей, четко представляя
себе последствия подобных действий
и варианты урегулирования в дальнейшем
своих отношений с налоговыми органами.
НК РФ предоставляет организациям возможность
отсрочек платежей для переноса текущих
налоговых платежей на будущее, и руководство
предприятия само принимает решение о
применении подобных механизмов.
При минимизации
налогов налогоплательщик использует
все достоинства и недостатки
существующего законодательства, в
том числе его несовершенство,
сложность и противоречивость. При
этом он реализует налоговые схемы,
позволяющие применять такие
формы экономических действий, налогообложение
которых минимально. К обычным
критериям построения бизнеса в
данном случае необходимо добавить и
постоянно учитывать критерий минимизации
налогов. В идеальном варианте налоги
должны быть сведены к небольшой
сумме.
Способы
законного (легального) уменьшения налогов
всегда были и будут. Во-первых, из-за
законодательно установленных различных
видов налоговых режимов и льгот бывает
очень полезным с точки зрения минимизации
налогообложения. Во-вторых, по причинам
системного характера. В современной очень
динамичной и сложной экономике заранее
просчитать все налоговые последствия
самых разнообразных экономических действий
налогоплательщика принципиально не представляется
возможным, а значит, будут существовать
такие действия, которые будут выгодны
налогоплательщику.
Противозаконная
налоговая оптимизация, при которой
налогоплательщик применяет противозаконные
методы в целях уменьшения налоговых
платежей, выгоднее всего, однако порождает
весьма неблагоприятные последствия
для налогоплательщика.
Подобная
оптимизация вызвана рядом объективных
факторов, не способствующая уплате налогов:
простота работы с наличностью, низкая
эффективность и прибыльность предприятий
во время реформ, непродуманность
и не последовательность экономической,
финансовой и налоговой политики
государства.
Учитывая
огромную важность налогов для государства,
оно стремится должным образом реагировать
на их неуплату и предусматривает целый
ряд мер по недопущению потери поступлений
в бюджет.
Налоговые
нарушения приводят к существованию
теневых, т.е. не попадающих под контроль
и учет государства, секторов экономики.
Органы власти обладают информацией
о налоговых проблемах, связанных
с теневой экономикой. Развитие действующей
в Российской Федерации налоговой
системы показывает, что государство
хотя и медленно, но реагирует на
все попытки налогоплательщика
экономить на налогах.
В переходный
период с 2011 года по 2014 год для отдельных
категорий налогоплательщиков, в частности
сельхозтоваропроизводителей, предусмотрены
пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранен действующий в настоящее
время механизм учета страховых взносов
в составе расходов и механизм вычета
сумм страховых взносов из сумм налогов,
уплачиваемых налогоплательщиками специальных
налоговых режимов.
Финансовое
обеспечение деятельности бюджетных
и автономных учреждений осуществляется
в виде субсидий на выполнение государственного
(муниципального) здания, а казенных
учреждений в виде бюджетных ассигнований
из соответствующего бюджета.
Документом-основанием
для финансового планирования в
бюджетных и автономных учреждениях
является план финансово-хозяйственной
деятельности, а в казенном учреждении
– бюджетная смета.
Помимо этого Федеральным законом от 08.05.2010
№83-ФЗ внесены изменения в налоговое законодательство,
а ст. 321.1 НК РФ, определяющая порядок налогообложения
прибыли бюджетных учреждений, утратила
силу.
В новой
редакции глава 25 НК РФ "Налог на
прибыль организаций" устанавливает,
что бюджетные ассигнования и
субсидии, полученные казенными, бюджетными
и автономными учреждениями, не учитываются
в целях налогообложения.
Пункт 1
ст. 251 НК РФ дополнен подпунктом 33.1, согласно
которому доходы, полученные казенными
учреждениями от оказания государственных
(муниципальных) услуг, от исполнения государственных
(муниципальных) функций, не учитываются
при определении налоговой базы
по налогу на прибыль.
С 1 января
2011 года казенные учреждения освободились
от уплаты государственной пошлины.
Список используемой литературы:
- Журнал «Финансы» № 2, 2007.
- Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
-215стр.
- Налоги: вопросы и ответы // Финансы -2004 - №8. - 31стр.
- Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер - №7 - 2000г. - 55 стр.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. - М.:ИНФРА-М.:2001г.
- http://nalog.ru
- Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учебное пособие, - М: ИНФРА-М, 2002. -
320 стр.
- Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
-670 стр.
- Крылова Н.С. Налоговое регулирование в федеративных государствах: конституционно-правовые аспекты // Государство и право - 2001
- №6. - 66 стр.
- Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.