Налогооболожение в страховании

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Страховое дело — один из важнейших экономических ин¬ститутов, который существовал в разных экономических фор¬мациях, но наиболее полно реализуется в условиях рынка. Стра¬хование призвано удовлетворить насущную, фундаментальную потребность человека — потребность безопасности, однако в ры¬ночной экономике все в большей степени возрастает роль стра¬хования как одного из путей концентрации накоплений физи¬ческих и юридических лиц, эффективного использования этих накоплений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Доходы страховщика, учитываемые при налогообложении
2.2 Расходы страховщика, учитываемые при налогообложении
2.3 Особенности формирования налоговой базы страховыми организациями
3. ПРОБЛЕММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Налогообложение в страховании.doc

— 94.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РОССИИ

2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Доходы  страховщика, учитываемые при  налогообложении

2.2 Расходы  страховщика, учитываемые при  налогообложении

2.3 Особенности формирования налоговой базы страховыми организациями

3. ПРОБЛЕММЫ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ  СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Страховое дело — один из важнейших экономических  институтов, который существовал в разных экономических формациях, но наиболее полно реализуется в условиях рынка. Страхование призвано удовлетворить насущную, фундаментальную потребность человека — потребность безопасности, однако в рыночной экономике все в большей степени возрастает роль страхования как одного из путей концентрации накоплений физических и юридических лиц, эффективного использования этих накоплений.  Страхование повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации, позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

   Важность  страховой деятельности для российской экономики трудно переоценить. Поэтому государство берет на себя функции регламентации и контроля, а также создает институты обязательного и добровольного страхования, правовой основой для которых служит Конституция РФ и российское законодательство. Кроме того, страховая деятельность регулируется рядом межгосударственных соглашений, участником которых является Россия. Вопросы страхования затрагивают интересы как частных (физических) лиц, так и юридических. Широта потребностей определяет и широкий спектр страховых услуг, которые вместе с совокупностью государственных и частных страховых институтов составляют сущность страхового рынка. Поэтому изучение этого вопроса является очень актуальным в настоящее время.

  Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

  1. РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

       В настоящее время страховой рынок  России представляет собой сформированную, но недостаточно развитую структуру. Доля поступлений в разрезе отраслей и видов страхования характеризует степень их распространения, привлекательности для клиентов и выгодности для страховщиков. Если рассмотреть динамику изменения структуры страхового рынка, начиная с 1992 г. до настоящего времени, то можно условно выделить три периода (этапа).

   Первый  период: с 1992 г. по III квартал 1993 г. Рост поступлений страховых взносов отставал от темпов инфляции. Негативную роль сыграло то, что обесценивание денег оказало разрушительное действие на долгосрочное страхование жизни, приносившее основную часть поступлений в системе государственного страхования. Данный период характеризуется резкими изменениями величины долей, приходящихся на различные виды страхования. Объясняется это тем, что в то время национальный страховой рынок находился на стадии становления, шла разработка страхового законодательства. Принятие новых законов и нормативных документов вносило существенные коррективы в развитие страхового рынка. Ведущие позиции в этот период занимает имущественное страхованием (36% взносов в 1992 г.). На личное страхование в 1992 г. приходилось 29% взносов. При этом незначительную часть поступлений давало обязательное страхование, что объясняется неразработанностью законодательства и соответственно узким кругом страхователей и застрахованных.

В условиях нестабильности социально-экономического развития России деятельность многих страховых организаций ориентировалась на проведение конъюнктурных видов страхования. Так, высокая доля поступлений по страхованию ответственности объясняется широким распространением страхования ответственности заемщиков (страхование кредитов): на его долю в 1993г. приходилось более четверти всех страховых взносов, а в 1995 г. - около 20%.

   В 1993 г. несколько изменилось соотношение  между отраслями страхования: первое место по поступлениям взносов занимало уже личное страхование - 44% , второе - имущественное страхование - 28, страхование ответственности давало 18%. Названный период характеризовался и спецификой налогообложения. В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Доход от страховой деятельности представлял собой сумму страховых платежей, полученных по договорам страхования, перестрахования, а также иные поступления доходов за вычетом затрат (кроме затрат на оплату штатных работников).

  Отдельно  облагалась прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности (как у промышленных, так и других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога - на доход и на прибыль.

  Характерно, что денежные средства размещались  под высокие годовые проценты, подлежащие льготному налогообложению (15% у предприятий, в том числе и у страховых организаций, 18% -у банков). Это, в свою очередь, сыграло немалую роль при развитии некоторых видов страхования.

  Второй  период в развитии страхового рынка  (с ТУ квартала 1993 г. по IV квартал 1994 г.) отмечен уменьшением амплитуды колебаний долей, приходящихся на различные отрасли страхования, и выявлением устойчивых тенденций в их развитии. Так, большая часть поступлений приходилась на личное страхование. Размер ее, хотя и медленно, но все же увеличивался. Это связано со значительным распространением так называемого «возвратного» страхования. Однако данный вид являлся не столько страхованием, сколько способом уменьшения налоговых выплат предприятий (страхователей).

  Страхование физических лиц за счет средств предприятий  составляло 26% совокупного страхового портфеля отечественных страховых организаций. Привлекателен данный вид был тем, что со страховых выплат не удерживался подоходный налог и взносы во внебюджетные фонды. Бюджет терял в целом 23% суммы получаемой заработной платы, выплаченной через возвратное страхование.

  Долгосрочное  личное страхование развития не получило. Основным препятствием для него являлся высокий уровень инфляции. Закономерные изменения произошли со страхованием ответственности заемщиков. Достигнув своего пика в 1993 г., доля данного вида страхования снизилась до несущественных значений и перестала оказывать заметное влияние на развитие страхового рынка. В дальнейшем почти полное прекращение операций по этому страхованию позитивно влияло на стабильность страхового рынка.

  Кардинальное  изменение произошло в сфере  обязательного страхования: его доля в конце второго периода достигла 25% взносов. Наибольший рост поступлений был вызван введением обязательного медицинского страхования, обязательного страхования военнослужащих и налоговых работников. А в дальнейшем в эту систему обязательного страхования за счет бюджета включались другие категории граждан.

  В целях приближения налогообложения  страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Однако при этом ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями.

Прибыль по страховым операциям трудно прогнозируема, особенно в период становления страховых организаций. Действующий порядок уплаты авансовых платежей в течение квартала недостаточно полно учитывает особенности страховой практики. Нередко вплоть до окончания квартала по объективным причинам страховщик не может знать о своих финансовых результатах: получит он прибыль или убыток. В этих условиях несмотря на то, что для страховщиков предельная ставка налога на при быль установлена более высокая (до 38%), чем для других предприятий и организаций, существенного влияния на формирование доходов бюджета она не оказывает (удельный вес поступления налогов от страховых организаций составляет 0,2% в общем объеме налоговых поступлений). Но, с другой стороны, сдерживается приток капитала в этот сектор экономики.

  Таким образом, сложившаяся система налогообложения  страховщиков, во-первых, сложна в техническом плане, во-вторых, не позволяет достоверно планировать бюджетные поступления от страховой деятельности.

  Для третьего периода развития страхового рынка (с начала 1995 г.) характерным является практическое сохранение прежней тенденции, но при незначительном уменьшении доли личного страхования. Рост объема страхования обеспечивался до 1997 г. за счет роста доли обязательного страхования (1995 г. - 29%, 1996 г. - 41, 1997 - 39%), а в последующие годы при снижении доли обязательного страхования (1998 г. - 35%, 1999 г. - 22, 2000 г. - 18%).

  В данном периоде система налогообложения  страховых организаций почти не изменилась за исключением того, что ряд операций по страхованию стал облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС), например, агентские услуги по страхованию, а также расширена налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог (пп. 1 и 2 раздела I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 491. С 21 января 1997 г. дивиденды, проценты по государственным ценным бумагам стали облагаться налогом на операции с ценным бумагами (ставка 15%), а доходы по векселям стали облагаться по общеустановленным ставкам налога на прибыль.В 2000 г. изменен порядок уплаты налогов, уплачиваемых от выручки, и налога на прибыль. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог по месту нахождения филиала пропорционально численности работающих и стоимости основных средств, находящихся на территории филиала. Это решение позволило в определенной мере сочетать интересы разных звеньев бюджетной системы (федерального и региональных), хотя оно нуждается в улучшении, о чем говорится ниже.

  В 2001 г. изменен порядок уплаты НДС, налога на доходы физических лиц и введен единый социальный налог (взнос) вместо платежей во внебюджетные фонды (главы 21, 23 и 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

  С 2002 г. вступила в действие 25 глава  Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль». 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Налоговые поступления от страховых организаций  ежегодно возрастают. В 1996 г. они составили 944 млн руб. в 1997 г. -1081, в 1998 г. - 987, в 1999 г. - 1162, в 2000 г. - 1913 млн руб. Однако их доля в общей сумме налогов и сборов, аккумулированных в бюджетной системе, невелика - 0,2% по итогам 1996-2000 гг. (приложение 1). .

  Наибольшие  налоговые поступления по субъектам  Российской Федерации приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Они имеют постоянное лидерство по сборам налогов от страховых организаций. Фактические налоговые поступления увеличились и в других регионах (приложение 2).

   Отличие налогов, относимых на себестоимость  страховых услуг и на финансовый результат, не только в источнике уплаты, в механизме отражения в бухгалтерском учете, но также и в экономической сущности. Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг, влияют на величину расходов на ведение дела, и, в конечном счете, в большей мере сказываются на величине страхового тарифа, взимаемого со страхователей, чем налоги, относимые на финансовый результат и уплачиваемые за счет прибыли. 

2.1 Доходы страховщика,  учитываемые при  налогообложении

     К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 «Доходы от реализации» и 250 «Внереализационные доходы» Налогового кодекса РФ, которые определяются с учетом особенностей, относятся следующие доходы от страховой деятельности:

1) страховые  премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;

2) суммы  уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

3) вознаграждения  и тантьемы (форма вознаграждения  страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;

Информация о работе Налогооболожение в страховании