Налогообложение в мировой цивилизации и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение в мировой цивилизации и России.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения  не имели большого значения в бюджете  государства. Однако в связи с  началом Великой Отечественной  войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева "это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству" содействует росту населения страны5. Это налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Основным налоговым  платежом того периода выступал налог  с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41 % в составе всей доходной части бюджета6.

Смена высшего  руководства страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н. Хрущева по "активному строительству коммунизма" привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих7. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения8.

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90 % Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных  республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8 % всех поступлений бюджета9. 

11. Эпоха перестройки  и постепенного переход на  новые условия хозяйствования  с середины 80-х годов объективно  вызвала возрождение отечественного  налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года  был принят Закон СССР "О  налогах с предприятий, объединений  и организаций" - первый унифицированный  нормативный акт, урегулировавший многий налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот Закон действует до сих пор.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между  Президентом СССР М.Горбачевым и  Председателем Верховного Совета РСФСР  Б.Ельциным на территории России вводится особый "суверенный" режим налогообложения - Верховный Совет РСФСР принимает Закон "О порядке применения Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций", согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало компанию по "переподчинению" предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет. 

12. Августовские  события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"10 (далее - Закон об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций"11 (далее - Закон о налоге на прибыль), Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость"12 (далее - Закон о налоге на добавленную стоимость), Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц"13 (далее - Закон о подоходном налоге).

В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована. 

1. См. Руковский  И. Историко-статистические сведения о подушных податях. В сб. "Труды Комиссии для пересмотра системы податей и сборов". - Т.1, СПб, 1866.

2. См.: Три века. Россия от Смуты до нашего  времени. Под ред. В. Каллаша. - М.: Издание Товарищества И. Сытина, 1913. - Т.4. - С.209.

3. Ленин В.  Полн. собр. соч., 5 изд., Т.29. - С.118.

4. Ленин В.  Полн. собр. соч., 5 изд., Т.42.

5. "Правда" от 8 января 1955.

6. Цыпкин С.  Правовое регулирование налоговых  отношений в СССР. М.: Госюриздат, 1955. - С.17.

7. См., Закон СССР  от 7 мая 1960 года "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих". Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, № 18. - Ст.135.

8. Программа  КПСС. Принята XXII съездом КПСС. - М., 1974. - С.28.

9. Государственный  бюджет: Учебное пособие / Под  общ. ред. М. Ткачук. - Мн. Высш. шк., 1995. - С.70.

10. "Российская  газета" от 10 марта 1992 года.

11. "Российская  газета" от 5 марта 1992 года.

12. "Российская  газета" от 24 декабря 1991 года.

13. "Российская  газета" от 13 марта 1992 года. 

 

§ 1.3. История развития научных

представлений о налогообложении.

Общие и частные теории налогов 

1. Представление  о сущности налогов и их  месте в экономической системе  общества менялось по мере  развития общественных отношений.  Можно выделить шесть этапов  формирования представлений о  природе налогообложения. Причем на первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последней стадии налог стал получать правовое содержание.

Одной из первичных  форм налогообложения выступает  дань с побежденного народа. Все  имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу "война питает войну". На будущее время население поверженной страны обязывается выплачивать содержание победителям. Иными словами первый прообраз налогов - налог на побежденных.

В мирное время  на самых ранних ступенях государственной  организации общества система налогообложения  воспринималась как необходимое  жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных  требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший признак - его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже выделяется один из элементов налога - ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов1.

В Древнем Египте и других восточных деспотиях  налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей главе государства2.

В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе  государства. Не случайно в Англии в  средние века понятия "налог" и "дар" выступали почти синонимом  и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны государства уплатить налог.

В дальнейшем налог  стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих  пор в немецком языке по-прежнему название налога - steuer означает поддержку, лепту.

Однако в XVIII веке сформировалось представление  о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая  обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском - impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.  

2. Полноценное  теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги.

Основные налоговые  теории стали формироваться в  качестве законченных учений начиная с XVII в. и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование "Общая теория налогов". Основные ее направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Вообще под  налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения.

В более широком  смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе  и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учение о соотношении различных видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и т.д. Ярким примером частной теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и т.д. 

3. Общие теории  налогов. Одной из самых первых  среди общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключалась в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, так, как будто бы между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений3.

Разновидностью  теории обмена является атомистическая теория, которая появилась в эпоху  просвещения. Ее представителями в  свое время выступали французские  просветители Себастьен де Вобан (1633-1707 г.г.) - теория "общественного договора" и Шарль Монтескье (1689-1755 г.г.) - теория "публичного договора". Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, также как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно4. Иными словами налог выступал ценой общества за выгоды и мир гражданам. Именно таким позициям придерживались также английский ученый Томас Гоббс (1558-1679 г.г.), французские мыслители Вольтер (1694-1778 г.г.), Оноре Мирабо (1749-1791 г.г.).

В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди (1773-1842 г.г.) в своей работе "Новые начала политэкономии" (1819 год) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой  налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает ничто иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди в обосновании своей теории положил теорию обмена в современном ему варианте.

В этот же период складывается теория налога как страховой  премии, представителями которой  выступили французский государственный  деятель Адольф Тьер (1797-1877 г.г.) и  английский экономист Джон Мак-Куллох (1789-1864 г.г.). По их мнению, налоги - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещению, а для того чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежала в основе теории рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство возьмет на себя обязанность по осуществлению страховых выплат гражданам в случае наступления риска.  

При рассмотрении теории страхования интересен опыт российского законодательства начала 1990-х годов. Так, в Законе РСФСР  от 24 декабря 1990 года "О собственности  в РСФСР"5, было установлено, что  ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. В данных условиях можно было бы говорить о частичной реализации рассматриваемой теории, поскольку, действительно, в данном случае государство подобно страховой организации обязано возмещать ущерб. Однако связать эту обязанность с налогообложением затруднительно. После 1992 года, когда в России установилась новая налоговая система, указанная норма фактически не действовала. Таким образом, установление в России обязанности государства по возмещению вреда произошло не в целях обоснования налогообложения, а по каким-то другим, в частности политическим причинам.  

Классическая  теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический  уровень и связывается с научной  деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790 г.г.), Давида Рикардо (1772-1823 г.г.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей6.

Информация о работе Налогообложение в мировой цивилизации и России