Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:50, реферат
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
ГЛАВА I
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
И РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
§ 1.1. Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения.
§ 1.2. Развитие налогообложения в России.
§ 1.3.
История развития
научных представлений
о налогообложении.
Общие и частные теории
налогов.
§ 1.1.
Налогообложение
как элемент экономической
культуры общества.
Возникновение и
развитие налогообложения
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
История налогов
насчитывает тысячелетия. Они выступили
необходимым звеном экономических
отношений с момента
В. Пушкарева
в развитии налогообложения выделяет
три периода, каждый из которых характеризуется
теми или иными признаками и особенностями2.
1. Первый период
развития налогообложения,
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н. э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные
платежи древнего мира отдаленно
напоминали ныне существующие налоги
в их современном понимании. Это
были скорее квазиналоги наряду с
другими источниками
Одной из первых
организованных налоговых систем, многие
стороны которой находят
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV-III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 года до н. э. - 14 года н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый "трибут". Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1 %, налог с оборота при торговле рабами - 4 % и др.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.
Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.
Последующие налоговые
системы в основном повторяли
в видоизмененном виде налоговые системы
древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
Древний Рим (IV в до н. э. - VI н.э.) | Российская Федерация 1992-1997 г.г |
дорожная пошлина | налог на пользователей автодорог |
налог на наследство | налог на имущество,
переходящее в порядке |
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло | акцизы на отдельные группы товаров |
пошлины ввозные и вывозные | таможенные пошлины |
сбор на воздвижение статуй | налог на рекламу |
квартирный налог | налог на имущество |
сборы с банщиков, работорговцев, проституток | лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности |
налог на содержание стражников | налог на милицию |
сбор на содержание бань | налог на содержание
жилищного
фонда и объектов соц.культ.сферы |
Римские сборы
на содержание сборщиков налогов
и на содержание тюрьмы для недоимщиков
в современных условиях очень напоминает
видоизмененное формирование фонда социального
развития налоговой службы. К счастью,
Россия не унаследовала такие экзотические
римские налоги как сбор на золотой венок
в качестве выражения цезарю верноподданнических
чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор
за прикладывание печати. Интересно отметить,
что известный афоризм "Деньги не пахнут"
также связан с налогами. Это фразу произнес
римский император Тит Флавий Веспасиан
(9-79 г.г.), который ввел налог на отхожие
места. Так император ответил на вопрос
- зачем ты берешь налог за это.
В Европе XVI-XVII в.в.
развитые налоговые системы
2. Однако развитие
европейской государственности
объективно требовало замены "случайных"
налогов и института
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических
процессов в европейских
Во Франции
парламент стал утверждать бюджет и
налоги только в 1791 году после Великой
французской революции.
Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н.Тургенева: "Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы от Австрии, фрисландцы от Дании, и, наконец, козаки от Польши..."5.
Кроме того, борьба
североамериканских колоний Англии
за независимость (1775-1783 г.г.) была во многом
обусловлена принятием
Одновременно
с развитием государственного налогообложения
начинает формироваться научная
теория налогообложения, основоположником
которой является шотландский экономист
и философ Адам Смит (1723-1790 г.г.). В
своей работе "Исследование о
природе и причинах богатства народов"
(1776 год) он впервые сформулировал принципы
налогообложения, дал определение налоговым
платежам, обозначил их место в финансовой
системе государства, а также определил,
что налоги для плательщика есть показатель
свободы, а не рабства.
3. Третий период
развития налогообложения
Однако, как отмечает В. Пушкарева, венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после 1-й мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место6. (О налоговых реформах 80-х годов, о современных тенденциях развития налоговой политики зарубежных стран и их гармонизации см. подробнее § 6.2 настоящего пособия).
В то же время
следует признать, что человечество
до сих пор не придумало идеальной
налоговой системы. Финансовая наука
и поныне не может однозначно ответить
на многие налоговые вопросы, а постоянные
налоговые реформы практически во всех
развитых странах свидетельствуют о перманентном
процессе создания справедливой, соразмерной
и обоснованной системы налогообложения.
1. Паркинсон С. Закон и доходы. - М.: ПКК "Интерконтакт", 1992. - С.14-15.
2. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 1996. - С.17.
3. Липсиц И. Экономика без тайн. - М.: "Дело ЛТД", 1993. - С.300-301.
4. Хрестоматия
по истории государства и
5. Тургенев Н. Опыт теории налогов. - М., 1937. - С.114.
Информация о работе Налогообложение в мировой цивилизации и России