Налогообложение в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Налогообложение в Казахстане регулируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан и подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми на основании и в соответствии с Налоговым Кодексом. Налоговый Кодекс устанавливает ставки налогов и других обязательных платежей, порядок их исчисления и уплаты, компетенцию налоговых органов по обеспечению исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и по принудительному взысканию налоговой задолженности, правила ведения налогоплательщиком налогового учета и представления налоговой отчетности, формы и порядок осуществления налогового контроля со стороны органов налоговой службы, способы обжалования их решений, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Работа содержит 1 файл

налогообложение.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

 Земельный налог 

 Физические и  юридические лица, которые имеют  земельный участок (при общей  долевой собственности на земельный  участок - земельная доля) на праве  собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного безвозмездного временного землепользования, являются плательщиками земельного налога. В целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к категориям. Принадлежность земель к той или иной категории устанавливается законодательным актом Республики Казахстан о земле. Налогообложению не подлежат следующие категории земель:

1) земли особо  охраняемых природных территорий;

2) земли лесного фонда;

3) земли водного  фонда; 

4) земли запаса.

 Налоговой базой  для определения земельного налога  является площадь земельного  участка. Базовые ставки земельного  налога установлены Налоговым  Кодексом и дифференцируются  по качеству почв, местонахождению, водоснабжению и от других параметров земельного участка.

 В частной собственности  иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных компаний  могут находиться земельные участки,  предоставленные (предоставляемые)  под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.  

 Налог на транспортное средство

 Плательщиками  налога на транспортные средства  являются физические лица, имеющие  объекты обложения на праве  собственности, и юридические  лица, их структурные подразделения,  имеющие объекты обложения на  праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления, если иное не указано в настоящей статье. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

 Объектами налогообложения  являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Казахстане. Не являются объектами налогообложения карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше, а также специализированные медицинские транспортные средства.

 Ставки налога  на транспортные средства установлены  в Налоговом Кодексе и зависят  от вида транспортного средства, назначения, объема его двигателя,  года выпуска, страны производства. Налогоплательщики исчисляют сумму  налога за налоговый период (календарный год) самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству.  

 Налог на имущество 

 Плательщиками  налога на имущество являются:

1) юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан, а также концессионер по договору концессии;

2) индивидуальные  предприниматели, имеющие объект  налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан.

 Объектом обложения  налогом на имущество являются  основные средства (в том числе  объекты, находящиеся в составе  жилищного фонда) и нематериальные  активы. Налоговой базой является  среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

 Ставки налога  на имущество варьируются от 0,1 до 1 процента от среднегодовой  стоимости объектов налогообложения.  Юридические лица, осуществляющие  установленные виды деятельности на территориях специальных экономических зон, исчисляют налог на имущество по нулевой ставке.  

 Социальный налог 

 В Казахстане  работодатели, в том числе иностранные  юридические лица, осуществляющие  деятельность в Республике Казахстан  через постоянное учреждение, являются плательщиками социального налога. Объектом налогообложения являются следующие расходы работодателя:

1) любые доходы  работника, выплачиваемые в денежной  или натуральной форме, включая  доходы, предоставленные работодателем  в виде материальных, социальных благ или иной материальной выгоды;

2) доходы работников-резидентов  Республики Казахстан, являющихся  иностранными гражданами и лицами  без гражданства; 

3) доходы работников-нерезидентов  от деятельности в Республике  Казахстан по трудовым договорам;

4) доходы работников-нерезидентов  в виде гонораров руководителей  и (или) иных выплат, получаемых  членами органа управления (совета  директоров, правления или иного  органа) в связи с выполнением  возложенных на таких лиц управленческих обязанностей в отношении юридического лица-резидента. При этом место фактического выполнения управленческих обязанностей таких лиц не имеет значения;

5) доходы работников-нерезидентов  в виде надбавок, выплачиваемых  в связи с проживанием в  Республике Казахстан;

6) доходы работников-нерезидентов, работающих в Республике Казахстан,  в форме компенсации расходов, понесенных работодателем или  нанимателем на их материальные, социальные блага или иные  материальные выгоды, в том числе  расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск.

 Кроме того, с  1 января 2004 г. объектом обложения  социальным налогом стали не  только расходы работодателя, выплачиваемые  работникам в виде доходов, но и доходы иностранного персонала, работающего в Казахстане по договору об оказании услуг между нерезидентом без образования постоянного учреждения и иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в Казахстане через постоянное учреждение.

 Социальный налог  исчисляется по регрессивной  шкале: начиная с 20 до 7 процентов  - за казахстанских работников  и с 11 до 5 процентов - за иностранных  специалистов административно-управленческого,  инженерно-технического персонала.  Исчисление налога производится посредством применения ставок к объекту обложения за налоговый год и уменьшения на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом об обязательном социальном страховании. Уплата налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту регистрационного учета налогоплательщика.  

 Индивидуальный  подоходный налог (ИПН) 

 Объектами обложения  ИПН являются:

1) доходы, облагаемые  у источника выплаты:

 а) доход работника; 

 б) доход от  разовых выплат;

 в) пенсионные  выплаты из накопительных пенсионных  фондов;

 г) доход в  виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; 

 д) стипендии; 

 е) доход по  договорам накопительного страхования. 

2) доходы, не облагаемые у источника выплаты:

 а) имущественный  доход; 

 б) доход индивидуального  предпринимателя; 

 в) доход адвокатов  и частных нотариусов;

 г) прочие доходы, не относящиеся к облагаемым  у источника выплаты, а также  доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан.

 Вышеуказанные  доходы подлежат обложению ИПН  по ставке 10 процентов, кроме доходов  в виде дивидендов, облагаемых  по ставке 5 процентов. Исчисление  и удержание налога с доходов,  облагаемых у источника выплаты,  производится налоговыми агентами.  

 Налоговые проверки 

 Налоговые проверки  подразделяются на следующие  виды:

1) документальные, которые  делятся на комплексные, тематические, встречные и дополнительные проверки;

2) рейдовая проверка;

3) хронометражное  обследование.

 Следует особо  отметить, что налоговое законодательство  Республики Казахстан не запрещает  проведение повторных проверок, т.е. проверок по одним и  тем же налогам и другим  обязательным платежам в бюджет, подлежащим уплате или уплаченным  налогоплательщиком за уже проверенный период.

 Проведение налоговой  проверки не должно приостанавливать  деятельность налогоплательщика.  Налоговый кодекс устанавливает  ограничения на периодичность  проведения налоговых проверок (например, комплексные проверки не могут проводиться чаще одного раза в год). Срок проведения налоговых проверок, указываемый в выдаваемых предписаниях, не должен превышать 30 рабочих дней с момента вручения предписания. В определенных Налоговым Кодексом случаях указанный срок может быть продлен органами налоговой службы.

 По завершении  налоговой проверки на основе  отраженных результатов в акте  налоговой проверки органом налоговой  службы выносится уведомление  о начисленных суммах налогов  и других обязательных платежей  в бюджет и пени, которое направляется налогоплательщику (налоговому агенту). Налогоплательщик вправе обжаловать уведомление в вышестоящий орган налоговой службы в течение 30 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику уведомления. Подача жалобы налогоплательщика в суд приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления по акту налоговой проверки. По жалобе налогоплательщика выносится мотивированное решение в срок не позднее 30 рабочих дней с момента регистрации жалобы. Далее налогоплательщик может подать жалобу в уполномоченный государственный орган (Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан) в течение 30 рабочих дней с момента получения им решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения его жалобы на уведомление либо отсутствия такого решения по истечении установленного Налоговым Кодексом срока.

 Уведомление о  начисленных суммах налогов и  других обязательных платежей  в бюджет и пени, а также  любые другие решения органов  налоговой службы могут быть  обжалованы налогоплательщиком  в суде в течение 3-х месяцев со дня получения незаконного по его мнению решения. Пропуск указанного срока для обращения с заявлением не является основанием для суда к отказу в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении заявления.

 Ответственность  за налоговые правонарушения  и преступления 

 Законодательством  Республики Казахстан предусматривается  административная ответственность  за совершение налоговых правонарушений. На практике наиболее часто налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за следующие правонарушения:

- сокрытие объектов  налогообложения; 

- нарушение правил  учета доходов, расходов и объектов  налогообложения; 

- занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации;

- превышение суммы  фактически исчисленного КПН  за налоговый период над суммой  исчисленных авансовых платежей  в течение налогового периода  в размере более 20%;

- неудержание или  неполное удержание налоговыми агентами и иными уполномоченными органами (организациями) сумм налогов и других обязательных платежей, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет;

- нарушение порядка  и правил маркировки;

- нарушение порядка  применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.

 Уголовная ответственность  предусмотрена за уклонение от  уплаты налога или иных обязательных  платежей в государственный бюджет  с организаций путем непредставления  декларации о совокупном годовом  доходе в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов или иных обязательных платежей в государственный бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения или иных обязательных платежей, или фактического местонахождения организации, если это деяние повлекло неуплату налога или обязательных платежей в крупном размере. В настоящее время «крупный размер» составляет более 2 184 000 тенге.

Информация о работе Налогообложение в Казахстане