Введение
Налогообложение
в Казахстане регулируется Налоговым
Кодексом Республики Казахстан
и подзаконными нормативными
правовыми актами, принятыми на
основании и в соответствии
с Налоговым Кодексом. Налоговый
Кодекс устанавливает ставки
налогов и других обязательных
платежей, порядок их исчисления и уплаты,
компетенцию налоговых органов по обеспечению
исполнения не выполненного в срок налогового
обязательства и по принудительному взысканию
налоговой задолженности, правила ведения
налогоплательщиком налогового учета
и представления налоговой отчетности,
формы и порядок осуществления налогового
контроля со стороны органов налоговой
службы, способы обжалования их решений,
а также действий (бездействия) их должностных
лиц.
Все физические
и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками
по налоговому законодательству Республики
Казахстан, в том числе иностранные лица,
должны зарегистрироваться в налоговых
органах в порядке, установленном Налоговым
Кодексом. Отсутствие государственной
регистрации в качестве налогоплательщика
и, как следствие, неуплата налогов могут
повлечь административную и уголовную
ответственность. Казахстанские юридические
лица и иностранные юридические лица,
осуществляющие деятельность на территории
Республики Казахстан с образованием
постоянного учреждения, несут обязанность
по уплате и удержанию следующих налогов:
1) корпоративный
подоходный налог
2) налог на добавленную
стоимость
3) акцизы
4) рентный налог
на экспортируемую сырую нефть,
газовый конденсат
5) налоги и специальные
платежи недропользователей
6) налог на имущество
7) налог на транспортные
средства
8) социальный налог
9) земельный налог
10) индивидуальный
подоходный налог.
Корпоративный
подоходный налог
За некоторыми
исключениями, налогооблагаемый доход
казахстанских юридических лиц и иностранных
юридических лиц, осуществляющих деятельность
в Республике Казахстан с образованием
постоянного учреждения, с учетом корректировок,
произведенных согласно ст. 122 Налогового
Кодекса, и уменьшенный на сумму убытков,
облагается налогом по ставке 30 процентов.
При этом следует отметить, что расходы
указанных налогоплательщиков, связанные
с получением совокупного годового дохода,
подлежат вычету при определении налогооблагаемого
дохода, за исключением расходов, не подлежащих
вычету в соответствии с Налоговым Кодексом.
В течение года
налогоплательщики уплачивают корпоративный
подоходный налог путем ежемесячного
внесения авансовых платежей. Суммы
авансовых платежей исчисляются,
исходя из предполагаемой суммы
налога за текущий год, но не менее исчисленных
сумм среднемесячных авансовых платежей
в расчетах сумм авансовых платежей за
предыдущий год. Превышение суммы фактически
исчисленного налога над суммой исчисленных
авансовых платежей в размере более 20
процентов влечет административную ответственность.
Налогообложение
дохода иностранного юридического
лица зависит от того, осуществляет
оно деятельность с образованием
постоянного учреждения в Республике
Казахстан или без образования
такового. Наиболее наглядным и
часто встречающимся примером постоянного
учреждения является филиал.
Исчисление и
уплата подоходного налога с
дохода иностранного юридического
лица, осуществляющего деятельность
в Казахстане через постоянное
учреждение, производится в общем
порядке, т.е. как для казахстанских
юридических лиц, и также по ставке 30 процентов.
К налогооблагаемому доходу относятся
все виды доходов, связанных с деятельностью
постоянного учреждения, с момента начала
осуществления деятельности в Республике
Казахстан. На вычеты относятся расходы,
непосредственно связанные с получением
доходов от деятельности в Республике
Казахстан через постоянное учреждение,
независимо от того, понесены они в Республике
Казахстан или за ее пределами, за исключением
расходов, не подлежащих вычету в соответствии
с Налоговым Кодексом.
В отличие от
дохода казахстанской компании
чистый доход юридического лица,
осуществляющего деятельность в
Казахстане через постоянное
учреждение, облагается налогом
по ставке 15 процентов. Под чистым
доходом понимается доход за минусом
суммы корпоративного подоходного налога.
Подоходный налог
с налогооблагаемого дохода иностранных
юридических лиц, осуществляющих
деятельность без образования
постоянного учреждения в Казахстане,
удерживается у источника выплаты
налоговым агентом, т.е. лицом, выплачивающим
доход. Доходы указанных юридических лиц
из источников в Республике Казахстан,
не связанные с постоянным учреждением,
подлежат налогообложению по следующим
ставкам:1) дивиденды, вознаграждения 15
процентов
2) страховые премии,
выплачиваемые по договорам страхования
рисков 10 процентов
3) страховые премии,
выплачиваемые по договорам перестрахования
рисков 5 процентов
4) доходы от оказания
транспортных услуг в международных
перевозках 5 процентов
5) доходы, определенные
ст. 178 Налогового Кодекса, за исключением
доходов, указанных в подпунктах 1)-4) выше
20 процентов
Порядок уплаты
и ставки корпоративного подоходного
налога, подлежащего удержанию у
источника выплаты, зависят от
действия между Казахстаном и
страной, резидентом которой является
иностранное юридическое лицо, осуществляющее
деятельность без образования постоянного
учреждения, международного договора
об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от налогообложения
доходов или имущества (капитала). Так,
при наличии определенных условий налоговый
агент (казахстанская компания) вправе
выплачивать доход иностранной компании,
осуществляющей деятельность без образования
постоянного учреждения в Казахстане,
без удержания подоходного налога. Кроме
того, международные договоры, как правило,
устанавливают более низкие ставки подоходного
налога, нежели национальные законодательства
стран-участниц договора. Согласно Налоговому
Кодексу, если международным договором,
ратифицированным Республикой Казахстан,
установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в налоговом законодательстве,
применяются правила указанного международного
договора. Необходимо учитывать, что казахстанское
налоговое законодательство устанавливает
порядок администрирования и применения
международных договоров. Несоблюдение
этого порядка влечет незаконность применения
международного договора.
По состоянию
на 1 января 2007 г., налоговые конвенции
действуют с Австрией, Азербайджаном,
Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией,
Великобританией, Венгрией, Грузией, Индией,
Ираном, Италией, Канадой, Китаем, Кореей,
Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Малайзией,
Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией,
Пакистаном, Польшей, Россией, Румынией,
Сингапуром, США, Таджикистаном, Туркменистаном,
Турцией, Узбекистаном, Украиной, Францией,
ФРГ, Чехией, Швейцарией, Швецией и Эстонией.
Налог на добавленную
стоимость (НДС)
Казахстанские
юридические лица и иностранные
компании, осуществляющие деятельность
в Республике Казахстан через
постоянное учреждение, обязаны подать
заявление в налоговый орган о постановке
на учет по НДС не позднее 15 календарных
дней со дня окончания любого периода
(не более двенадцатимесячного), по итогам
которого размер оборота по реализации
товаров (работ, услуг) превысил минимум
оборота по реализации - 15 000-кратную величину
месячного расчетного показателя (в 2007
году месячный расчетный показатель составляет
1092 тенге). Указанные лица и постоянные
учреждения становятся плательщиками
НДС в первый день месяца, следующего за
месяцем, в котором они подали заявление
о постановке на учет по НДС. Плательщиками
НДС также являются лица, импортирующие
в Казахстан товары, которые подлежат
декларированию в соответствии с таможенным
законодательством.
Облагаемым оборотом
является оборот по реализации товаров
(работ, услуг), совершаемый плательщиком
НДС, за исключением оборота, освобожденного
от НДС (например, передача имущества в
финансовый лизинг, геологоразведочные
работы, взносы в уставный капитал и др.),
а также за исключением оборота, местом
реализации которого не является Республика
Казахстан. Так, местом реализации работ,
услуг признается место нахождения недвижимого
имущества, если работы, услуги связаны
непосредственно с этим имуществом. Налоговым
Кодексом также определены обороты, облагаемые
по нулевой ставке (экспорт товаров, международные
перевозки и др.), по которым по заявлению
плательщика НДС может быть произведен
возврат налога.
За некоторыми
исключениями, а также, если соблюдены
определенные Налоговым Кодексом
условия, при определении суммы НДС, подлежащего
взносу в бюджет, получатель товаров (работ,
услуг) имеет право на зачет сумм НДС, подлежащего
уплате за полученные товары, включая
основные средства, работы и услуги, если
они используются или будут использоваться
в целях облагаемого оборота. Превышение
суммы налога, относимого в зачет, над
суммой исчисленного налога за налоговый
период зачитывается в счет предстоящих
платежей по НДС.
Ставка НДС
равняется 14%. Плательщик НДС обязан
уплатить налог в бюджет за
каждый налоговый период (календарный
месяц либо квартал) до или в день установленного
срока для представления декларации по
НДС. Декларация по НДС представляется
за каждый налоговый период не позднее
20 числа месяца, следующего за налоговым
периодом. НДС по импортируемым товарам
уплачивается в день, определяемый таможенным
законодательством Республики Казахстан
для уплаты таможенных платежей.
Акцизы
Акцизами облагаются
следующие товары, произведенные
в Казахстане и импортируемые
в Казахстан: все виды спирта,
алкогольная продукция, табачные изделия,
бензин (за исключением авиационного),
дизельное топливо, легковые автомобили
(кроме автомобилей с ручным управлением,
специально предназначенных для инвалидов),
сырая нефть и газовый конденсат. Кроме
того, акцизами облагаются следующие виды
деятельности: игорный бизнес, а также
организация и проведение лотерей.
Ставки акцизов
утверждаются правительством и
устанавливаются в процентах
(адвалорные) к стоимости товара
и (или) в абсолютной сумме
на единицу измерения (твердые)
в натуральном выражении.
Алкогольная продукция,
за исключением виноматериала
и пива, подлежит маркировке учетно-контрольными
марками, а табачные изделия
подлежат маркировке акцизными
марками или учетно-контрольными
марками в порядке и на условиях,
определяемых Правительством Республики
Казахстан.
Рентный налог
на экспортируемую сырую нефть,
газовый конденсат
Плательщиками
рентного налога на экспортируемую
сырую нефть, газовый конденсат
являются физические и юридические
лица, реализующие на экспорт сырую
нефть, газовый конденсат, за исключением
недропользователей, заключивших контракты
о разделе продукции. Объектом обложения
рентным налогом на экспортируемую сырую
нефть, газовый конденсат является объем
сырой нефти, газового конденсата, реализуемый
на экспорт.
Ставки рентного
налога определены в Налоговом
Кодексе и зависят от рыночной
цены сырой нефти, газового
конденсата: чем выше цена, тем
выше ставка.
Налоговым периодом
по уплате рентного налога
на экспортируемую сырую нефть,
газовый конденсат является календарный
месяц. Налогоплательщик обязан уплатить
в бюджет начисленную сумму налога не
позднее 20 числа месяца, следующего за
налоговым периодом.
Налоги и специальные
платежи недропользователей
Под налогом
недропользователя понимается налог
на сверхприбыль. К специальным платежа
недропользователей относятся:
1) бонусы (подписной,
коммерческого обнаружения);
2) роялти;
3) доли Республики
Казахстан по разделу продукции;
4) дополнительный
платеж недропользователя, осуществляющего
деятельность по контракту о разделе продукции.
Налоговый Кодекс
устанавливает две модели налогового
режима недропользователей. Налоговый
режим - порядок исчисления и
уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет, включая их
виды и ставки. Первая модель предусматривает
применение налогового режима, установленного
Налоговым Кодексом, за исключением доли
Республики Казахстан по разделу продукции.
В рамках первой модели обеспечивается
стабильность налоговых режимов, определенных
в контрактах на недропользование, которые
были заключены до 1 января 2004 г. Стабильность
налогового режима означает, что он сохраняется
и действует в течение всего установленного
срока действия контракта на недропользование,
и может быть скорректирован в связи с
изменением налогового законодательства
Республики Казахстан только по соглашению
сторон, государства и недропользователя.
Вторая модель
предусматривает уплату (передачу)
недропользователем доли Республики
Казахстан по разделу продукции,
а также уплату всех видов
налогов и других обязательных
платежей в бюджет, установленных
Налоговым Кодексом, за исключением
рентного налога на экспортируемую
сырую нефть, газовый конденсат; роялти;
акциза на сырую нефть, газовый конденсат;
налога на сверхприбыль; земельного налога;
налога на имущество. Налоговой режим
в этом случае определяется только в контракте
о разделе продукции, заключаемом в порядке,
установленном законодательством Республики
Казахстан. Налоговый режим, устанавливаемый
контрактом о разделе продукции, должен
соответствовать положениям налогового
законодательства Республики Казахстан,
регулирующим уплату налогов и других
обязательных платежей в бюджет, который
действует на дату подписания (заключения)
контракта.