Налогообложение страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Сущность системы налогообложения страховых организаций…….. 3
Особенности налогообложения страховых организаций ………. 10
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

страховые организации.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

Страховщик обязан выполнить  принятые по договору обязательства, используя  для этих целей весь полученный доход  и свое имущество, включая собственные  средства страховой организации. При  необеспечении необходимой доходности от инвестирования средств страховых резервов страховые выплаты могут производиться за счет других видов страхования. При этом важно, чтобы, в конечном счете, страховщиком были соблюдены нормативные соотношения между активами и принятыми страховыми обязательствами в целом, т.е. обеспечена платежеспособность.

Таким образом, страховые  выплаты по страхованию жизни  покрывались за счет других видов  страхования. Наблюдались даже случаи, когда внереализационные расходы  превышали доходы по данным операциям. При старой системе налогообложения  страховая организация по иной деятельности имела бы убыток, который не уменьшал бы налоговую базу налога на доходы. Валовая же прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. При этом конечный финансовый результат деятельности страховых организаций (прибыль или убыток) определяется как разность между выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость оказываемых ими страховых услуг и иных работ (услуг) в соответствии с Положением № 491.

С каждым годом все больший  размах получает проведение страхования  жизни, о чем свидетельствует  рост доли данного вида страхования. Законодательным прессингом было сведено  к минимуму возвратное страхование, позволявшее предприятиям перекачивать заработную плату своим работникам через страховые организации. Привлекательность  возвратного страхования резко  сократилась. Однако страховщики нашли  иной способ минимизации налога. Они  стали проводить страхование  жизни с выплатой ежемесячных  рент, аннуитетов без предварительного получения денег, а используя  различные вексельные схемы.

Введение механизма отнесения  на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по добровольному страхованию  по специальному перечню в размере 1%, а затем по некоторым видам  с 1 июля 2000 г. до 2% от стоимости продукции  видоизменило структуру страхового портфеля страховых организаций. Страховщики  стали проводить классические виды страхования, где более объективно просчитаны страховые тарифы, в том  числе и комиссионные вознаграждения агентам. Возросла доля страховых выплат. Увеличение страховых выплат уменьшает  базу налога на прибыль, что сокращает  начисляемую и поступающую сумму  налогов. Хотя темп налоговых поступлений  по страховым организациям неукоснительно растет, но он отстает от темпа поступлений  страховых взносов в целом.

Исключение из перечня  добровольных видов страхования, по которым можно относить затраты  на себестоимость продукции (работ, услуг), а также затрат по страхованию  жизни, и включение затрат по пенсионному  обеспечению у пенсионных фондов может резко видоизменить структуру  страхового портфеля страховщиков. В  конечном результате произойдет «перекачка»  денег из страхования жизни в  пенсионные фонды, у которых законодательно не прописаны многие вопросы. Таким  образом, страхование жизни, имея большую  социальную значимость, может быть сведено на нет из-за вышеперечисленных причин. Порядок и размер затрат по страхованию жизни и пенсионному страхованию должны быть идентичными. С 2002 г. с введением в действие 25 главы Налогового кодекса.

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие  отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление части налога на прибыль  в доходы бюджетов субъектов Российской Федераций по месту нахождения указанных  структурных подразделений производилось  головной организацией, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные  подразделения и определяемой пропорционально  их среднесписочной численности (фонду  оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2000 г. установлен единый порядок для всех филиалов: как имеющих отдельный баланс и расчетный счет, так и не имеющих  баланса. Головная организация составляет консолидированный баланс и уплачивает налог на прибыль по месту нахождения филиала (или поручает это ему) пропорционально численности филиала и основных средств, находящихся на территории филиалаПри этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

Все страховщики исчисляют  налоговую базу для расчета налога на прибыль как разность между  выручкой от реализации страховых услуг, поступлениями от иной деятельности, осуществляемой страховщиками в  соответствии с действующим законодательством, и расходами, включаемыми в себестоимость  оказываемых ими страховых услуг  и иных работ (услуг), уточненную на сумму доходов и расходов, относимых  непосредственно на финансовые результаты.

Льготы по налогу на прибыль  в соответствии с общим законодательством  можно разделить на две группы:

• полное освобождение от налога;

• частичное снижение налога.

Полное освобождение от уплаты налога на прибыль устанавливается  в зависимости видов деятельности предприятий, формы собственности, численности работающих. Для страховщиков полного освобождения от уплаты налога на прибыль не предусмотрено. Вместе с тем по сравнению с налогом  на доходы расширен перечень льгот, которыми может пользоваться страховая организация.

Частичное освобождение от налога предусмотрено в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли при исчислении налога на прибыль. Облагаемая прибыль  при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается  на суммы, направленные страховщиками  на пополнение страховых резервов по страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного страховщиками в структуре тарифной ставки, согласованной со страховым надзором.

Соответственно увеличивается  прибыль страховых организаций  для целей налогообложения в  том случае, когда страховые выплаты, произведенные в текущем году, превышают сформированный резерв по страхованию жизни на сумму этого  превышения.

У организаций, получивших в  предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается  от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих  пяти лет (при условии полного  использования на эти цели средств  резервного и других аналогичных  по назначению фондов, создание которых  предусмотрено законодательством). Многими страховыми организациями  был получен убыток при переходе от нормативного метода формирования страховых резервов к формированию технических резервов. Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие  пять лет.

С 2002 г. с вступлением в  силу главы 25 Налогового кодекса РФ для страховых организаций действует  льгота при наличии в организации 50% инвалидов от общего количества сотрудников.

Для страховых организаций как и для всех предприятий установлена единая ставка налога на прибыль - 24%. При этом:

• сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

• сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов  Российской Федерации;

• сумма налога, исчисленная  по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  вправе снижать для отдельных  категорий налогоплательщиков налоговую  ставку в части сумм налога, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5%.

В связи с вступлением  в силу Федерального закона «О бухгалтерском  учете» установлены единые сроки  представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы: в течение 30 дней с момента окончания квартала, а сдача годовых отчетов - к 1 апреля. Таким образом, страховым организациям сократили срок окончательных расчетов по налогу на прибыль на 5 дней. Поскольку  расчет изменений страховых резервов трудоемок и не зависит от страховых случаев, то это ужесточает порядок налогообложения страховщиков.

 

Заключение

 Типичные ошибки страховщиков  в налоговой сфере - нарушения  правил при формировании технических  резервов по страхованию иному,  чем страхование жизни. В частности,  это отсутствие зарегистрированного  в Департаменте страхового надзора  положения о формировании страховых  резервов и использование незарегистрированных  методов их формирования. Кроме  того, страховщики часто ошибаются  при определении доли перестраховщиков  в резервах и при формировании  резерва незаработанной премии  по досрочно прекращенным договорам. 

Часто при проверках налоговые  органы сталкиваюмся со случаями так называемых "нестраховых" выплат. В добровольном медицинском страховании - это пресловутые "монополисы" и другие посреднические услуги, которые по сути не являются страховыми. Довольно распространенное явление - неправильное определение суммы возврата премии при досрочном расторжении договоров страхования. Зачастую страховой взнос возвращается полностью вне зависимости от срока действия договора. Среди других нарушений можно отметить ошибки при оформлении документации по перестраховочным договорам и при расчете комиссионного вознаграждения. К сожалению, это далеко не полный перечень.

Нельзя сказать, что все  страховщики сознательно допускают  налоговые правонарушения. Нередко  их ошибки обусловлены незнанием  нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее  время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать  оздоровлению финансовой системы и  проведению эффективной государственной  экономической политики.

Кодификация российского  налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового  регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность  нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений  участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы  ответственности, создание условий  для эффективного налогового администрирования.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс  РФ. Часть 2. М.: Дело, 2007.;

2. Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 25 «Налог на прибыль  организаций» М.: Юристъ, 2007;

3. Федеральный закон «Об  организации страхового дела»;

4. Борвикова Е. В. Механизм налогообложения страховой деятельности. Финансы и кредит, 2007, № 6, 58-62 с.

5. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.“Бухгалтерский учёт в организациях” 2003;

6. Кондраков Н.П. “Бухгалтерский учёт”: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.;

7.Пласкова Н. С. Анализ деятельности страховой организации. Финансы.-2007, №12, 41-45 с.

8. Романова М. В. Налогообложение страховой деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 176 с.:ил.

9. Романова М. В. О налогообложении страховых организаций. Налоговый вестник, 2005, №12, 102-104 с.

10.Рубина Ю. Б., Солдаткин В. И. “Страховой портфель”. - М.: "СОМИНТЕК";

11.http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?glava=25&kodeks=14

12.http://www.nalog.ru/ul/ul_pr_org/

13.http://www.nalog.ru/ul/ul_zemelnii/

14.http://www.nalog.ru/ul/transp/

15.http://www.nalog.ru/ul/ndfl/

 

 


Информация о работе Налогообложение страховых организаций