Налогообложение страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:02, реферат

Описание работы

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
Сущность системы налогообложения страховых организаций…….. 3
Особенности налогообложения страховых организаций ………. 10
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

страховые организации.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

Налоги (сборы, взносы), относимые  на себестоимость страховых услуг.

Под себестоимостью страховых  услуг понимается совокупность следующих  расходов:

• отчисления в страховые  резервы;

• расходы на ведение  дела;

• отчисления в резервы  для финансирования мероприятий  по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного  имущества, а также отчисления в  фонды пожарной безопасности от поступивших  сумм страховых платежей по противопожарному страхованию;

• возмещение доли страховых  выплат по договорам, принятым в перестрахование;

• комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям  перестрахования.

Налоги, относимые на себестоимость  страховых услуг, включают следующие  отчисления.

• Страховые взносы в  государственные внебюджетные фонды. Расчеты страховых организаций  с Фондом социального страхования  Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным  и территориальными фондами обязательного  медицинского страхования, Фондом занятости  осуществляются как с предприятиями  других отраслей. Размеры взносов  также единые. Суммы платежей включаются в затраты страховой организации  и составляют порядка 20% всех налоговых  платежей страховых организаций. Наибольшие отчисления производились в Пенсионный фонд. В 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), объединяющий все фонды, кроме фонда занятости.

• Платежи в целевые  бюджетные фонды. Страховые организации  являются плательщиками в дорожные фонды (Федеральный и территориальный). Ставки налогов, кроме налога на пользователей  автомобильных дорог, такие же, как  для всех предприятий. Налог на пользователей  автомобильных дорог страховые  организации платят с объема продукции (услуг). Особенности определения  объема продукции страховых услуг, а также методология уплаты данного  налога рассматриваются в следующих  параграфах. Поступления зачисляются  в территориальный дорожный фонд, а в Москве и Санкт-Петербурге - в Федеральный дорожный фонд. Налог  на приобретение автотранспортных средств  является региональным налогом и  уплачивается страховщиками в случае приобретения этих средств. Налог с  владельцев транспортных средств страховые организации платят, если на балансе предприятия числятся автотранспортные средства. Этот налог зависит от марки машины, а также мощности мотора и является региональным налогом. Платежи в целевые бюджетные фонды увеличиваются с годами, но имеют несущественное значение -4% всех налоговых платежей страховых организаций.

• Транспортный налог. С 1 января 1994 г. по 15 ноября 1997 г. страховые организации, а также их филиалы, имеющие расчетный  счет и баланс с конечным финансовым результатом, являлись плательщиками  транспортного налога (как и другие предприятия). Он показал свою неэффективность. Но поскольку в одном из вариантов  Налогового кодекса упоминался как  перспективный, некоторые вопросы этого налога будут рассмотрены автором далее. Он занимал незначительное место в налоговых платежах страховщика и составлял не более 1% всех налоговых платежей страховых организаций. Новая форма декларации, формат представления декларации в электронном виде и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России 20.02.2012       № ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2012 и применяется за налоговый период – 2012 год).

• Налог на доходы физических лиц. У страховых организаций  существует особенность уплаты данного  налога, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников, но также с фонда страховых  выплат застрахованным за счет средств предприятий. Порядок налогообложения страховых выплат и перспективы дальнейшего развития изложены дальше. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе страховщиков менялось из года в год в пределах от 9 до 30%.

• Земельный налог. Его  платят страховщики, а также филиалы, имеющие расчетный счет и баланс с конечным финансовым результатом, получившие в свою собственность  землю и зарегистрированные как  владельцы земли в местных  представительных органах власти. Это  налог занимал незначительное место  в налоговых платежах страховщика  и не превышал 1% всех налоговых платежей страховщиков, в последнее время  вырос до 9% всех налоговых платежей страховщиков. С 1 января 2011 года обязанность представления авансовых расчетов по земельному налогу для данной категории налогоплательщиков отменена, однако сохранена обязанность по оплате авансовых платежей.

• Налог на добавленную  стоимость (НДС). Операции по страхованию  и перестрахованию освобождены  от уплаты этого налога. Однако с 1993 г. страховые организации по операциям  нестраховой деятельности уплачивают НДС. К таким операциям относятся; доходы от консультационных услуг, сдачи основных средств в аренду. С1996 г. страховые организации уплачивают НДС с агентских услуг, оказываемых другим страховщикам. В зависимости от специализации страховщиков данный налог занимает второе место в налоговой системе страховых организаций в пределах от 2 до 30%.

• Платежи за загрязнение  окружающей среды. Страховые организации  платят в отличие от других предприятий  только за превышающие предельно  допустимые нормы выбросы газов  автомобилями, находящимися на балансе  страховщика. В связи с этим страховщикам необходимо иметь разрешение соответствующих  организаций на эксплуатацию автомобилей  с соответствующими выбросами.

 

Особенности налогообложения  страховых организаций

Поскольку для страховых  организаций налоги на доходы, а  затем налог на прибыль являются самыми значимыми, то более подробно рассмотрим порядок их уплаты и результаты замены первого на второй.

Анализ перехода от уплаты налога на доходы к уплате налога на прибыль страховщиками важен, чтобы  выяснить, как изменилось при данном переходе общее налоговое бремя, а также применительно к различным  страховым организациям. Актуальность данной проблемы состоит в том, что  неоднократно выдвигались идеи снова  перевести страховые организации  на уплату налога на доходы. Сдерживающим фактором введения налога на доходы является то, что реально заработанная страховая  премия у страховщика будет определена по окончании договора страхования, а налоги уплачиваются с момента  получения премии (страховых взносов). Исходя из практического опыта, автор  считает, что такой возврат не перспективен.

При налогообложении дохода (1992-1993 гг.) доходом считались все  поступающие страховые взносы за вычетом затрат, кроме оплаты труда  штатных работников. Оплата штатных  работников осуществлялась за счет части  дохода, остающегося в распоряжении страховой организации после  уплаты налогов, а комиссионные вознаграждения страховых агентов включались в  себестоимость страховых услуг. С налоговой базы страховые организации  уплачивали налог на доходы по ставке 25%, с доходов по ценным бумагам - по ставке 15%, а по прочей деятельности уплачивали налог на прибыль по ставке 32% .

Размер комиссионного  вознаграждения страховых агентов  и страховых брокеров определялся, исходя из доли (процента) расходов на ведение дела, предусмотренной в  структуре тарифной ставки. Это являлось одной из основных особенностей страховой  деятельности, и на нее не распространялось налогообложение за превышение фонда  оплаты труда по сравнению с нормируемой  величиной. Однако в любой страховой  организации один и тот же работник, являясь штатным сотрудником, мог  по совместительству быть страховым  агентом. Это усложняло определение  его заработка, так как нужно было одновременно определять источник данного заработка из дохода или прибыли страховой организации. Существовавший в 1993 г. порядок формирования резервов нормативным методом предусматривал создание запасных фондов, используемых для выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда они не покрывались страховыми платежами текущего года. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

По рисковым видам страхования  запасной фонд мог пополняться за счет инвестиционного дохода только после налогообложения. В нормативных  документах нечетко был определен  механизм пополнения запасного фонда. При расчете налоговой базы доход  страховой организации уменьшался на суммы, вносимые страховыми организациями  в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования, фонды обязательного  медицинского страхования, Государственный  фонд занятости населения, а также  на суммы других обязательных платежей.

Доходы, включая дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, распределяемые между  акционерами, участниками товариществ  за счет доходов, остающихся после уплаты налога, облагались налогом при выплате  доходов юридическому лицу по ставке 15% у источника этих доходов. Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, а также  доходы страховых посредников (брокеров) облагались в порядке, предусмотренном  Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и  организаций».

Следовательно, существовало два параллельных налога, с различными ставками, это приводило к путанице, что считать страховой и нестраховой деятельностью.

На налоговую базу страховых  организаций влияют наличие филиальной сети и передача части договоров  в перестрахование. Широкая филиальная сеть создана только у крупной  страховой организации, поэтому  интересно анализировать деятельность такой страховой организации. Но при проведении анализа важно  рассмотреть также данные по средним  компаниям, которые в преобладающей  массе работают на страховом рынке  России. Для анализа результатов  изменения системы налогообложения  рассмотрены страховые организации  трех типов, различающихся специализацией и объемом страховых операций.

Первый тип - страховая  организация, проводящая преимущественно  страхование жизни. Выбор такой  организации обусловлен тем, что  для страхования жизни характерны особенности, в том числе порядок  формирования резервов, ведения бухгалтерского учета и т.д. Организация второго типа специализируется на страховании имущества, дающем большие объемы поступлений. Организация третьего типа - страховал компания, проводящая страхование жизни и страхование от несчастных случаев, при этом объем операций незначителен.

Для эффективной работы страховой  организации, осуществляющей страхование  жизни, необходим охват большого количества застрахованных. Для данной страховой организации важным моментом является также охват значительной территории, так как она работает в основном с физическими лицами. При проведении имущественных видов страхования для сбора равного количества страховых взносов возможен охват меньшей территории, но риски могут быть огромных размеров, из-за чего необходимо ряд договоров страхования передавать в перестрахование.

Деятельность первого  и третьего типов страховых организаций  схожа, поскольку организация первого  типа проводит страхование жизни, а  организация третьего типа осуществляет разные виды личного страхования, хотя доля страховых взносов, приходящихся на страхование от несчастных случаев, незначительна. Но важно для организации  третьего типа, что у нее отсутствует  филиальная сеть: из-за небольшого объема операций, она работает на ограниченном страховом поле и не проводит операции по перестрахованию.

У страховых организаций  с развитой филиальной сетью, а также  у страховщиков, проводящих операции перестрахования, имеется ряд отличий  в определении налоговой базы и порядке уплаты налогов, поэтому  рассмотрение изменений в налогообложении  на примере этих трех типов страховых  организаций представляет большой  интерес.

Налоговая база страховых  организаций при переходе на уплату налога на прибыль по страховой деятельности в целом снизилась. Уменьшение налоговой  базы больше там, где агенты - штатные  работники. Сумма налогов при  обложении прибыли страховщика  по сравнению с налогами, уплачивавшимися при налогообложении доходов, в целом увеличилась по страховым организациям. Это объясняется тем, что ставка налога на прибыль больше ставки налога на доходы на 7 пунктов и на страховые организации при переходе на уплату налога на прибыль стал распространяться налог на превышение оплаты труда. Наибольшее значение последнего налога у страховой организации второго типа, несколько меньше у третьего типа, а организация первого типа из-за большого количества страховых агентов вообще не уплачивала этот налог.

Снижение налоговой базы произошло из-за того, что, во-первых, затраты на оплату труда штатным  сотрудникам стали относиться на себестоимость страховых услуг  и исключаться из налоговой базы налога на прибыль, во-вторых, страховые организации перешли на формирование технических резервов по методике Росстрахнадзора вместо прежнего нормативного метода формирования. Наибольшие затраты на комиссионные вознаграждения агентам складываются по видам страхования иным, чем страхование жизни в силу специфики данного вида. При выдаче лицензии для расчета налога на прибыль не учитываются нормативы расходов на ведение дела, предусмотренные в структуре тарифной ставки, утвержденной Росстрахнадзором. Следовательно, затратьте комиссионным расходам в полном размере относятся на себестоимость страховых услуг. По страхованию жизни существуют определенные объективные рамки, из-за чего невозможно увеличить комиссионные вознаграждения, поскольку выплаты производятся каждому застрахованному приблизительно в том же размере, что и уплачиваются страховые взносы. При долгосрочном страховании жизни существуют две ставки комиссионных вознаграждений: высокая - за заключение договора страхования и более низкая - за регулярную инкассацию взносов. Комиссионные вознаграждения по имущественному страхованию обычно уплачиваются единовременно, поэтому они превышают комиссионные вознаграждения, выплачиваемые по страхованию жизни.

В дальнейшем немаловажным фактором уменьшения поступлений в  бюджет от страховых организаций  сумм налога на прибыль стали следующие  обстоятельства. Обязательства страховщика  по договорам страхования жизни  рассчитываются с учетом нормы доходности, используемой страховщиками при  расчете страховых тарифов и  согласованной с Росстрахнадзором. Следовательно, при формировании страховых резервов по страхованию жизни должна быть применена норма доходности в соответствии с вариантом страховой выплаты, предусмотренным договором страхования, независимо от фактического обеспечения доходности от инвестирования средств страховых резервов по страхованию жизни.

Информация о работе Налогообложение страховых организаций