Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:23, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем. Основные задачи Для достижения поставленных целей автором использовались труды таких авторов как: Аронов А.В., Кашин В.А., Гончаренко Л.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.
Содержание
Введение Глава 1 Коммерческие банки как участники налоговых отношений 1.1 Роль банков в налоговом администрировании 1.2 Коммерческие банки как участники налоговых отношений 1.3 Налоговые обязательства коммерческих банков Глава 2 Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков 2.1 Замена Единого социального налога страховыми взносами 2.2 Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков 2.3 Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка Глава 3 Проблемы налогообложения коммерческих банков и пути их решения Заключение Список литературы
Тема
взаимоотношений банков и налоговых органов
всегда актуальна и затрагивает интересы
не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков.
Поддержание баланса между мерами по соблюдению
банковской тайны и контролем государства
за банковскими операциями налогоплательщиков
зависит от выполнения требований действующего
законодательства в установленном порядке.
Правовое регулирование банковской деятельности
осуществляется Конституцией РФ (принята
всенародным голосованием 12.12.1993г.), Федеральным
законом «О банках и банковской деятельности»
№395-1 от 2.12.1990 (в ред. Федеральных законов),
Федеральным законом «О Центральном банке
РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят
ГД РФ 27.06.02г., другими федеральными законами
и нормативными актами.
Фактически
банки играют роль кровеносных сосудов
в пополнении доходной части бюджета,
то есть от своевременности и полноты
объема исполнения платежных поручений
по налоговым платежам зависит полнота
бюджета. На банки возлагаются дополнительные
функции по осуществлению валютного и
налогового контроля, кроме того банки
обязаны соблюдать установленный порядок
открытия счетов, представлять информацию
от открытых счетах и финансово-хозяйственных
операциях своих клиентов, своевременно
исполнять поручения по перечислению
налогов и сборов, о приостановлении операций
по счету клиента. Говоря о роли коммерческих
банков, нельзя не упомянуть тот факт,
что коммерческие банки являются одними
из наиболее крупных инвесторов в реальный
сектор экономики страны, что подразумевает
пополнение доходной части бюджета России
за счет увеличения числа налогоплательщиков
и создания дополнительных материальных
благ.
Налогообложение
в свою очередь оказывает существенное
влияние, как на функционирование банковской
системы, так и на экономику страны
в целом. Налоги в силу их экономической
сущности не могут носить адресный характер
как инструменты, применяемые Банком России.
Тем не менее, недооценивать их влияние
на функционирование банковской системы
страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность
кредитных организаций, с их помощью можно
регулировать рентабельность операций
банков (делая их невыгодными для банков,
например, через обложение НДС, как это
происходит с рынком драгоценных металлов,
или, наоборот, повышая их привлекательность),
они оказывают воздействие на размер собственных
средств банка, определяют их стабильность
и устойчивость.
Сильнее
всего сказываются на деятельности
банков налог на прибыль и единый
социальный налог, имеющие с точки
зрения налогового регулирования банковской
деятельности особое значение.
1.3
Налоговые обязательства Коммерческих
Банков
Банки
являются плательщиками следующих
налогов:
- налога
на добавленную стоимость (НДС) – наиболее
важным моментом при определении налогооблагаемой
базы по данному налогу для банков является
то, что обложению налогом не подлежат
банковские операции (за исключением инкассации),
на проведение которых требуется банковская
лицензия;
- налога
на прибыль банков – банки так же, как
и другие организации, применяют общие
принципы признания доходов и расходов,
но только в отношении специфики банковской
деятельности (по банковским операциям
и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены
особенности формирования доходов и расходов,
учитываемых при формировании налогооблагаемой
базы;
- налога
на имущество банков – специфика обложения
налогом на имущество банков и других
финансово-кредитных учреждений заключается,
прежде всего, в том, что его источником
являются не финансовые результаты, как
у прочих плательщиков, а операционные
и прочие расходы;
- единого
социального налога (ЕСН) (до 01.01.2010 года),
(ОПС с 01.01.2010 года);
- транспортного
налога, если банк является владельцем
транспортных средств;
- прочие
налоги и сборы, уплачиваемые банками
(государственная пошлина; налог на землю,
если банку предоставлена земля в собственность,
владение и пользование на территории
России);
- налогом
облагаются операции коммерческих банков
с использованием ценных бумаг.
Коммерческие
банки наряду с другими организациями
исчисляют налогооблагаемую базу по
налогу на имущество, руководствуясь НК
РФ. Исчисление налоговой базы и налога
на имущество организаций больше никаким
нормативным документом не регламентируется.
В
соответствии с НК РФ банки тоже
являются налогоплательщиками налога
на имущество.
Не
признаются объектами налогообложения:
1)
земельные участки и иные объекты
природопользования (водные объекты
и другие природные ресурсы);
2)
имущество, принадлежащее на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления федеральным органам
исполнительной власти, в которых
законодательно предусмотрена военная
и (или) приравненная к ней служба, используемое
этими органами для нужд обороны, гражданской
обороны, обеспечения безопасности и охраны
правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая
база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения.
При
определении налоговой базы имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с
установленным порядком ведения
бухгалтерского учета, утвержденным в
учетной политике организации.
Налоговая
база определяется отдельно в отношении
имущества, подлежащего налогообложению
по местонахождению банка, в отношении
имущества каждого обособленного
подразделения банка, имеющего отдельный
баланс, в отношении каждого объекта недвижимого
имущества, находящегося вне местонахождения
банка, обособленного подразделения банка,
имеющего отдельный баланс, а также в отношении
имущества, облагаемого по разным налоговым
ставкам.
Среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения, за налоговый период
определяется как частное от деления суммы,
полученной в результате сложения величин
остаточной стоимости имущества на 1-е
число каждого месяца налогового периода
и последнее число налогового периода,
на число месяцев в налоговом периоде,
увеличенное на единицу.
Таким
образом, общая формула расчета
налоговой базы имеет следующий
вид:
(ОС1
+ ОС2+ … + ОСн) / (Н+1)
Где,
ОС1 – остаточная стоимость объектов
основных средств, включаемых в налоговую
базу на 1января;
ОС2
- остаточная стоимость объектов основных
средств, включаемых в налоговую
базу на 1февраля;
ОСн
– остаточная стоимость объектов
основных средств, включаемых в налоговую
базу на 1-е число месяца, следующего
за отчетным (налоговым) периодом, соответственно
апрель, июль, октябрь и январь года, следующего
за налоговым периодом;
Н
– число месяцев в отчетном
периоде.
Сумма
налога по налогу на имущество не отражается
в балансе банка, т.к. она должна
быть уплачена до составления отчетности.
Глава 2 Особенности налогообложения коммерческих
банков
2.1
Замена Единого социального налога
страховыми взносами.
В
конце 2008 г. было принято несколько
федеральных законов, вносящих поправки
в Налоговый кодекс РФ, которые в большинстве
своем носили антикризисный характер,
т.е. их целью являлось уменьшение налогового
бремени налогоплательщиков в условиях
сложной экономической ситуации. Однако
одним из самых обсуждаемых в этот период
был законопроект о замене ЕСН страховыми
взносами, принятие которого, по мнению
многих аналитиков, увеличит нагрузку
на плательщиков взносов.
С
1 января 2010 г. вступит в силу Федеральный закон
от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных
положений), который регулирует отношения,
связанные с исчислением и уплатой страховых
взносов, а гл.
24 НК РФ "Единый
социальный налог" утратит силу (ч. 2 ст. 24
Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые
взносы должны будут перечисляться отдельно
в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования (федеральный
и территориальный). Действие нового Закона
не распространяется на взносы на обязательное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профзаболеваний, а также
на обязательное медицинское страхование
неработающего населения, уплата которых
регулируется специальными федеральными
законами.
Основное
изменение, которое касается плательщиков
ЕСН (а с 2010 г. - плательщиков страховых
взносов), - это повышение ставок.
С 2011 г. будут применяться следующие тарифы
(ст. 12 Федерального закона
от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
-
Пенсионный фонд РФ - 26 процентов.
В новом п.
2.1 ст. 22 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее
распределение взносов: в отношении сотрудников
1966 года рождения и старше вся сумма взносов
перечисляется на финансирование страховой
части трудовой пенсии, а для работников
1967 года рождения и младше - 20 процентов
на финансирование страховой части, 6 процентов
- накопительной части;
-
Фонд социального страхования
РФ - 2,9 процента;
-
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования - 2,1 процента;
Таким
образом, в целом налоговая нагрузка
на плательщиков составит 34 процента,
вместо 26 процентов по ЕСН на сегодняшний
день.
Кроме
того, уплачивать страховые взносы
в таком же размере придется и плательщикам,
применяющим УСН или ЕНВД.
Индивидуальные
предприниматели, адвокаты и нотариусы,
занимающиеся частной практикой (плательщики,
не производящие выплат физлицам), должны
рассчитывать стоимость страхового
года с применением указанных тарифов.
Следовательно, с 2011 г. они будут платить:
-
в ПФР - МРОТ x 26 процентов x 12;
-
в ФФОМС - МРОТ x 2,1 процента x 12;
-
в ТФОМС - МРОТ x 3 процента x 12.
На
2010 г. установлены следующие тарифы
страховых взносов: ПФР - 20 процентов,
ФСС - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента и
ТФОМС - 2 процента (ст.
57 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В отношении лиц
1966 года рождения и старше взносы полностью
перечисляются на финансирование страховой
части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года
рождения и младше они распределяются
следующим образом: 14 процентов на страховую
и 6 процентов на накопительную часть трудовой
пенсии (ст.
33 Федерального
закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
При
этом не предусмотрено использование
регрессивной шкалы для плательщиков
взносов, производящих выплаты физлицам,
а база для начисления взносов
не должна превышать 415 000 руб. (ч. 4 ст. 8
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).Для
сравнения: в настоящий момент с зарплаты
сотрудника от 280 000 до 600 000 руб. работодатель
начисляет 10 процентов (по всем фондам)
с суммы более 280 000 руб., а в 2010 г. общая
сумма взносов (в том числе и с суммы свыше
280 000 руб.) будет составлять 26 процентов.
При этом страховые взносы взиматься не
будут, если превышен установленный предельный
размер (415 000 руб., рассчитанных нарастающим
итогом с начала календарного года).
Расчеты
по начисленным и уплаченным страховым
взносам плательщики, производящие
выплаты физлицам, подают по месту своего
учета в территориальные органы: ПФР -
до 1-го числа второго календарного месяца,
следующего за отчетным периодом, и ФСС
- до 15-го числа календарного месяца, следующего
за истекшим кварталом (ч.
9 ст. 15 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В
2010 году плательщики, имеющие среднесписочную
численность работников, которым производятся
выплаты, за предшествующий календарный
год более 100 человек, а также вновь созданные
организации, у которых количество физлиц
превышает установленный предел, представляют
расчеты только в электронной форме с
электронной цифровой подписью (ст. 61
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С
2011 года указанный предел численности
работников будет снижен со 100 до 50 человек
(ч. 10 ст.
15 Федерального
законаот 24.07.2009 N 212-ФЗ).