Налогообложение отдельных видов доходов предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 07:38, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и перспектив ее развития в будущем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России………………………………………………………………………...5

2. Налог на прибыль организаций…………………………………………..8

3. Налогоплательщики и объект налога на прибыль……………………....9

3.1. Налогоплательщики……………………………………………………12

3.2. Обьект налогообложения……………………………………………...14

4. Налогообложение отдельных видов доходов предприятий…………..16

5.Особенности определения прибыли иностранных юридических лиц...18

Заключение………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………...22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………...3

1. Экономическая  природа и история развития  налога на прибыль в России………………………………………………………………………...5

2. Налог на прибыль организаций…………………………………………..8

3. Налогоплательщики  и объект налога на прибыль……………………....9

3.1. Налогоплательщики……………………………………………………12

3.2. Обьект налогообложения……………………………………………...14

4. Налогообложение отдельных видов доходов предприятий…………..16

5.Особенности определения прибыли иностранных юридических лиц...18

Заключение………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Одним из основных источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль предприятий и организаций. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году  закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России. Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяет предприятиям правильно  ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость. Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и перспектив ее развития в будущем.

 

1. Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России. 

Налог на прибыль  наряду с налогом на добавленную  стоимость является составным элементом  налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального  дохода. Однако в отличие от НДС  данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. В условиях рыночного хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой. Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем. Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г.Однако у дореволюционной России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период   военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на  погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором». Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.

Налогу подлежали:

- предприятия,  обязанные публично отчитываться  о результатах своей финансово-хозяйственной  деятельности, а также облагаемые  дополнительным промысловым налогом,  если их годовая прибыль составляла  более 8 % на основой капитал;

- подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;

- лица, входившие  по избранию или найму в  состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

Не подлежали  налогообложению отчетные предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что налоговые органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и промышленных предприятий высших категорий прибыльности, а также  находившихся в столицах и крупных  городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

В действовавшем  на 1916-17 годы Положении о промысловом  налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году. Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель). Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

1. с предприятий,  не обязанных публично отчитываться  о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных  предприятий, индивидуальных предпринимателей  с суммы прироста прибыли или  вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2. с предприятий,  обязанных публично отчитываться  о результатах своей финансово-хозяйственной  деятельности при отношении прибыли  к основному капиталу в размере  6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России  находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в  определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время  собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

2. Налог на прибыль организаций

При определении  налоговой базы по налогу на прибыль  с 1 января 2008 г. помимо доходов в  виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих  денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером) не будут также учитываться и доходы в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с главой 21 НК РФ при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В действующей  редакции статьи 255 НК РФ взносы по договорам  добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного  работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи  с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на одного застрахованного работника. Однако уже с нового года: взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, будут включаться в состав расходов в размере, не превышающем уже 15 тыс. руб. в год. При этом размер будет рассчитываться как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

Одним из значимых изменений, вносимых Законом № 216-ФЗ в НК РФ, является попытка сближения  бухгалтерского и налогового учетов.

Так, в ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении  которых выполняются следующие условия:

1) объект предназначен  для использования в производстве  продукции, при выполнении работ  или оказании услуг, для управленческих  нужд организации либо для  предоставления организацией за  плату во временное владение  и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен  для использования в течение  длительного времени, т.е. срока  продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла,  если он превышает 12 месяцев;

3) организация  не предполагает последующую  перепродажу данного объекта;

4) объект способен  приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем принимается  организацией к бухгалтерскому  учету в качестве основных  средств.

При этом активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации (но не более 20 тыс. руб. за единицу), могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В действующей же редакции статьи 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. руб. С 1 января 2008 г. амортизируемым будет считаться имущество с первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. Эта норма также закреплена и новой редакцией пункта 1 статьи 257 НК РФ в которой сказано, что под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. Однако, будьте внимательны! ПБУ 6/01 установлено, что стоимость активов (в пределах 20 тыс. руб.), которые могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов, должна быть установлена учетной политикой организации. В НК РФ же 20 тыс. руб. – ограничение жесткое. Поэтому, чтобы не было никаких новых расхождений в налоговом и бухгалтерском учете, рекомендуем в учетной политике прописывать лимит 20 тыс. руб.

Информация о работе Налогообложение отдельных видов доходов предприятий