Налогообложение образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Виды образования соответствуют общеобразовательным программам, которые определяют содержание образования определенного уровня и направленности.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные);2) профессиональные (основные и дополнительные).

Содержание

Введение 3

Экономические основы образовательной деятельности 4

Налог на прибыль организации 7

Налог на имущество организации 9

Налог на добавленную стоимость 10

Налог на доходы физических лиц 14

Заключение 17

Литература 18

Работа содержит 1 файл

некомерч орг-ции.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     3. Налог на имущество  организации. 

     В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон РФ "О налоге на имущество  предприятий") этим налогом не облагается имущество бюджетных образовательных учреждений. Поэтому, сдавая свое имущество в аренду, данные организации сохраняют за собой право на указанную льготу.

     Иначе обстоят дела с некоммерческими  образовательными организациями, не являющимися  бюджетными. Пунктом "г" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" предусмотрена льгота по имуществу, которое используется исключительно на нужды образования. Как только образовательная организация (не бюджетная) сдает свое имущество в аренду, она сразу теряет льготу по данному имуществу, поскольку сданное в аренду имущество не используется в целях образования. В таком случае для применения льготы некоммерческое образовательное учреждение обязано вести раздельный учет имущества, используемого для образовательных нужд и сдаваемого в аренду. Как уже упоминалось ранее, объекты основных средств некоммерческих организаций не подлежат амортизации. Однако суммы начисляемого износа участвуют в расчете налоговой базы по налогу на имущество предприятий.

     4. Налог на добавленную стоимость.

     В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от НДС  услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного  или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. 
Льгота предоставляется по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.

             Таким образом, необходимым условием для предоставления льготы является наличие у образовательного учреждения лицензии, а для организаций, осуществляющих кроме образовательной другую деятельность, обязательным является также ведение раздельного учета облагаемых и освобождаемых от НДС операций При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями без участия органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные организации, вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату - на счет балансодержателя имущества (некоммерческой образовательной организации), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

     При оказании услуг некоммерческими  образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного  за ними федерального, муниципального имущества или имущества субъектов  Российской Федерации на основе договоров  аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями и органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в пункте 3 статьи 161 главы 21 НК РФ, то есть налог исчисляет, удерживает и уплачивает налоговый агент - арендатор государственного и муниципального имущества.

               Следует отметить также, что главой 21 НК РФ предусмотрено также освобождение от обложения НДС услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п. 2 ст. 149 НК РФ).При этом под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

     В случае проведения занятий с несовершеннолетними  детьми в кружках, секциях (включая  спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ "Об образовании".

     Кроме того, согласно подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

     Действующее законодательство по налогу на добавленную  стоимость предусматривает обложение в льготном порядке не только тех операций, которые непосредственно связаны с образовательным процессом, но также способствует и льготному налогообложению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых образовательными учреждениями.

     Так, согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Н РФ предусмотрено освобождение от НДС операций по выполнению научно - исследовательских и опытно-конструкторских  работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского  фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

     Осуществление образовательного процесса без современной  учебно-методической литературы не возможно. В целях стимулирования издательской деятельности законодательство по НДС  предусматривает в этой сфере также определенные послабления. Так, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусмотрено применение пониженной 10% ставки НДС в отношении операций по реализации периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера.

     Введение 10% ставки НДС взамен ранее действовавшего режима освобождения от налогообложения, на наш взгляд, должно способствовать не ухудшению, а улучшению финансового состояния образовательных организаций, осуществляющих издательскую деятельность, поскольку становится возможным получить налоговые вычеты, а также возмещение налога в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму налога по облагаемым операциям.

     Необходимо  отметить, что действующее законодательство также создает благоприятные  условия для осуществления благотворительной деятельности. Так, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не признается реализацией товаров (работ, услуг). В связи с этим, передача имущества некоммерческим образовательным организациям на безвозмездной основе для нужд основной уставной деятельности не признается реализацией товаров, а, соответственно, объектом обложения НДС у передающей стороны.

     Однако, в случае, если некоммерческая образовательная организация, например, безвозмездно передает печатную продукцию коммерческим организациям, то у нее возникает объект налогообложения по НДС.

     Объект  налогообложения по НДС возникает и в случае осуществления строительства объектов основных средств хозяйственным способом (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

     В случае приобретения некоммерческой организацией имущества (в том числе основных средств) за счет целевых средств, уплаченные поставщикам суммы НДС согласно п. 2 ст. 170 НК РФ учитываются в стоимости этого имущества. В дальнейшем, при реализации основных средств, приобретенных за счет целевых средств и оприходованных по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база согласно п. 3 ст. 154 НК РФ определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС и без учета налога с продаж) и остаточной стоимостью реализуемого имущества.

     5.Налог  на доходы физических  лиц.

     Как показывают статистические данные, основная доля налогов, исчисляемых и уплачиваемых в настоящее время образовательными организациями, приходится на такие налоги, как единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.

     Однако  и по этим налогам законодатели предусмотрели целый ряд положений, снижающих налоговую нагрузку на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также способствующих привлечению средств в эту сферу деятельности.

     Так, согласно пункту 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

     Кроме того, согласно пункту 2 статьи 217 НК РФ доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц, подлежит уменьшению на социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

     Данный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

     Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. 
Кроме того, действующим законодательством некоторые выплаты, производимые образовательными учреждениями физическим лицам, освобождаются от налогообложения.

     Так, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно - исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые за счет средств бюджетов налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости (п. 11 ст. 217 НК РФ).

     При этом следует иметь в виду, что согласно статье 204 Трудового кодекса РФ стипендией признается выплачиваемая ученику - работнику организации на период ученичества, размер которой определяется ученическим договором, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

     Также согласно п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от налогообложения) суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям - сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям.  
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Дальнейшее  совершенствование системы налогообложения  образовательных учреждений, на наш  взгляд, может осуществляться только в рамках общего процесса реформирования всей системы налогообложения. Установление каких-либо новых льгот "индивидуальных", либо предназначенных только для образовательных организаций не представляется целесообразным.

Информация о работе Налогообложение образовательных учреждений