Налогообложение малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса проявляется в том, что, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.

Работа содержит 1 файл

осн текст.doc

— 241.00 Кб (Скачать)
 

     Кроме элементов налогообложения, указанных в ст. 17 Налогового

кодекса Российской Федерации, к дополнительным элементам также относятся:

• номенклатура налогов;

• носитель налога;

• предмет  налога;

• масштаб  налога;

• единица  налога;

• источник налога;

• налоговый  оклад;

• налоговая  льгота;

• квазильготы  по уплате налогов (необлагаемый минимум, налоговые вычеты, необлагаемые выплаты, снижение ставок, изменение срока уплаты налога);

• налоговый  расчет;

• получатель налога.

Характеристика  дополнительных элементов налога представлена в табл. 2. 
 
 

Таблица 2    Дополнительные элементы налога

 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность и принципы налогообложения
             

       Условием  перехода на упрощенную налоговую  систему является соответствие  требования ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев  того года, в котором организация  подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей.     

       Не попадают под действие упрощенной  системы организации, производящие  подакцизную продукцию, организации,  имеющие филиалы или представительства,  организации, занимающиеся игорным бизнесом, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также некоммерческие организации.     

       Объектом налогообложения организаций  в упрощенной системе признаются  доходы, полученные за отчетный  период, или доходы, уменьшенные  на величину расходов. Выбор объекта  налогообложения осуществляется  самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.   

          Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.    

       Единый налог на вмененный доход – это налог, взимаемый с потенциально возможного дохода налогоплательщика. Потенциальный доход налогоплательщика рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемого для расчета величины единого налога по установленной ставке.     

       Новая глава НК РФ с 1 января 2003 года заменила Федеральный  закон от 301.07.98 № 148-ФЗ «О едином  налоге на вмененный доход  для определенных видов деятельности».  При этом в порядке исчисления  и уплаты ЕНВД произошли значительные изменения.      

       Платить ЕНВД будут только  те организации, которые занимаются:

     1.     оказанием бытовых услуг.

     2.     оказанием ветеринарных услуг.

     3.     оказанием услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автотранспорта.

     4.     розничной торговлей через магазины либо павильоны с площадью помещения не превышающей 150 кв. м., палатки, лотки и другие объекты, в том числе имеющие стационарной торговой площади.

     5.     оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

     6.     общественным питанием с использованием зала площадью, не превышающей 150 кв. м.

     7.     перевозкой пассажиров и грузов с использованием не более 20 автомобилей.

     8.     распространением или размещением наружной рекламы.

      
      Уплата организациями единого  налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организации и единого социального налога.

     Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого  налога, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии НКРФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиком в соответствии с общим режимом налогообложения.

     Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Ставка ЕНВД устанавливается  равной 15 % величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).

     Вмененный доход рассчитывается по формуле:

     Вмененный доход = Базовая доходность на единицу  физического показателя × Количество физических показателей × Коэффициенты базовой доходности.    
       Что такое физический показатель и чему равен соответствующий ему размер базовой доходности, написано в статье 346.29 НК РФ.

     Коэффициентов базовой доходности всего три, и  они указанны в Налоговом кодексе:

     1.     коэффициент К1 – это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения. Определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной государственным земельным кадастром для данного вида деятельности;

     2.     коэффициент К2 учитывает прочие особенности деятельности (например, сезонность или время работы). Этот коэффициент устанавливают региональные власти, однако его значение должно находится в пределах от 0,005 до 1 (включительно);

     3.     коэффициент К3. Это коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение индекса цен. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.

     Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

     Размер  вмененного дохода за квартал, в течение  которого осуществлена соответствующая  государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.

     Уплата  единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. 

     4. Перспективы развития  налогообложения  малых предприятий  в современной России.     

       Еще несколько лет назад большинство  малых предприятий облагались  налогами по стандартной общепринятой  системе налогообложения. В соответствии  с такой системой они должны  были уплачивать все виды действующих  на то время налогов. По подсчетам к 2002 году количество фирм, которые работали по данной системе, составило практически 500 тыс.       

       
     Согласно книге «Эволюция системы налогообложения в России» авторов Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская, в 2003 году было получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходы физических лиц, 399  миллиардов рублей (14,9%) – платежей за пользование природными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов. 
      Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями, тем не менее, на протяжении предыдущих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств для бюджетной системы страны.  
      Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количестве злоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте его абсолютных и относительных показателей. В 2004 году в бюджетную систему РФ поступило практически 639 млрд. руб. с налогов на дополнительную стоимость, что на 16.3 % больше, чем в 2003 году.

     Несомненно, упрощенная система налогообложения стала удобнее после внесения некоторых поправок 01.01.2003 г. Хотя в связи с этим она и не стала идеальной, но зато в ней появились множество достоинств. К примеру:

     1.     Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета. Теперь весь бухгалтерский учет сводится лишь к ведению Книги учета доходов и расходов.

     2.     Облегчается документ оборот за счет значительного сокращения форм отчетности.

     3.     Заметно упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов.

     4.     Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Присем размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

     5.     Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физ. лиц.

     6.     Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

     7.     Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж.

     8.      Перечень расходов был заметно  расширен с 01.01.2003 г, на которые можно уменьшить доходы.

     Естественно, даже после доработок, проведенных  над упрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки, например:

     1.     Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за  чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход.

     2.     Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это -просто невозможно.

     Однако, несмотря на недостатки и недоработки, УСН все же помогает разрешить  ряд проблем малого бизнеса, что подтверждается количеством добровольно перешедших на УСН налогоплательщиков. По данным одного из  сайтов в интернете www.nalog.ru, до 1 января 2003 года по упрощенной системе налогообложения работало около 179 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов малого бизнеса. К 1 января 2005 года число налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось более чем в 5 раз и составило 960 тысяч единиц.     

       Интерес к упрощенной системе  налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичным показателем при работе с использованием общего режима налогообложения. Общая величина налоговых поступлений в 2002 году составила 7,9 миллиардов рублей, или в среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика. Вместе с тем увеличение количества применяющих данный режим в 5 раз привело к росту суммы их налоговых платежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или в 3 раза. Это обусловлено тем, что ставка единого налога в случае, если объектом налогообложения являются доходы, снижена до 6% от налоговой базы,  а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов до 15%. Таким образом средняя величина налоговых поступлений от одного налогоплательщика в 2004 году составила около 25 тысяч рублей, или 61% от  аналога 2002 года. Можно предположить, что рост количества переходящих на данный режим налогоплательщиков будет продолжаться.

     Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе главы могут применяться на территории одного субъекта РФ одновременно, более того, они могут одновременно применяться в одном конкретном субъекте малого бизнеса, занимающемся различными видами деятельности.  

Информация о работе Налогообложение малого и среднего бизнеса