Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа
Значение малого бизнеса проявляется в том, что, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.
Введение
Значение малого бизнеса проявляется в том, что, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.
Важным фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. И можно говорить о необходимости использования более гибкого подхода к налогообложению микро-, малых, средних и крупных субъектов малого предпринимательства, в то время как в настоящий момент понятия микро- и среднего субъекта малого бизнеса отсутствуют вообще. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого, но налогоплательщик при предоставлении государством такой возможности старается сэкономить на уплате налогов. И государство дает такую возможность, предоставляя на выбор налогоплательщикам использование альтернативных систем налогообложения и методик осуществления учета. Следовательно, при работе с полной отдачей и заинтересованностью в результатах своего труда каждый хозяйствующий субъект должен осуществлять и хорошо представлять для себя процесс налогового планирования, минимизации налоговых платежей с целью получения максимальной выгоды.
Налоговое законодательство нашей страны предоставляет малому бизнесу возможность работы по трем системам налогообложения, учета и отчетности, причем одна из систем, в свою очередь, предлагает использование разных объектов налогообложения. Многовариантность выбора системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, так как требуется ответить на два основных вопроса о том, какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении и предоставляет наибольшие возможности по минимизации налоговых платежей в бюджет. А поиски ответа на поставленный вопрос не могут не проходить через расчет величины налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. И от того, насколько эта методика совершенна, насколько универсальна и зависят ли получаемые результаты. Проблема определения наиболее оптимальной системы налогообложения, при которой величина налоговой нагрузки минимальна, из проблемы собственников малого бизнеса вырастает в общегосударственную проблему, так как от того, насколько эффективно работает налоговая система, насколько она популярна, зависит и собираемость налога, и, соответственно, наполняемость бюджета.
Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.
Целью моей дипломной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России на примере ООО «Кулинария».
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть
сущность и принципы
- рассмотреть
современные системы
- выполнить анализ действующего порядка налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;
- дать
оценку эффективности
- рассмотреть
новые предложения по
- изучить
проблемы и перспективные направления
развития системы налогообложения.
Существенная роль налогового механизма в обеспечении воспроизводственных процессов признавалась русскими исследователями. Профессор В.Твердохлебов выдвигал в качестве высшего принципа государственной налоговой политики принцип развития производительных сил: «Развитие производительных сил, вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет». Приведенные цитаты подтверждают идею о том, что налоговый механизм представляет собой очень сложную систему, которая эффективна лишь тогда, когда в основу положены выработанные мировой практикой принципы налоговых отношений.
Теоретически принципы налогообложения сформулированы А.Смитом еще в ХYIII веке, но они принимаются в качестве аксиомы при формировании и модернизациях налоговых систем и в настоящее время . Принцип справедливости выдвигает требование всеобщности обложения и равномерности распределения налога соразмерно доходам. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Принцип удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать систему налогообложения.
Высший законодательный орган власти вправе устанавливать различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы.
Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики.
При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:
• налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;
•
посредством налогов
• через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;
•
налоговая система обеспечивает
выполнение государством перераспределительной
функции посредством
•
налоговое регулирование
• налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса.
Результативность
налогового регулирования производства
зависит от обоснованности экономической
политики, реализуемой государством.
Механизм налогового регулирования опирается
на законодательную базу и включает в
себя ряд элементов, позволяющих направлять
предпринимательскую инициативу предприятий
в нужное русло, обеспечивая тем самым
стабильность и рост поступлений доходов
в государственный бюджет. Сложность его
создания заключается в том, что необоснованные
решения могут привести к непоправимым
последствиям, когда начинает разрушаться
налогооблагаемая база, когда оказывается,
что, по образному выражению, «налог убит
налогом».
Элементами
налоговой системы налогового механизма
выступают: субъекты налога, объекты
налогообложения, единица обложения,
ставки, источники уплаты, льготы, санкции.
Задачей государственных
Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 57).
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).
Элементы налога – это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
Данные элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в табл. 1.
Таблица 1 Основные элементы налога
Элементы налога | Характеристика элементов налога | источник |
Налогоплательщик | Организации и
физические лица, на которых в соответствии
с налоговым законодательством
возложена обязанность |
Ст. 19 НК РФ |
Объект налогообложения | Операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику | Ст. 38 НК РФ |
Налоговая база | Стоимостные, физические или иные характеристики объекта налогообложения | Ст. 53 НК РФ |
Налоговый период | Календарный год или иной период времени (по отдельным налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи | Ст. 55 НК РФ |
Налоговая ставка | Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы | Ст. 53 НК РФ |
Порядок исчисления налога | Совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами | Ст. 55 НК РФ |
Порядок уплаты налога | Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу | Ст. 58 НК РФ |
Сроки уплаты налога | Дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями днями, указанием на событие или действие, которое должно быть совершено | Ст. 57 НК РФ |
Информация о работе Налогообложение малого и среднего бизнеса