Налогообложение малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса проявляется в том, что, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.

Работа содержит 1 файл

осн текст.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Введение   

     Значение  малого бизнеса проявляется в  том, что, развиваясь и работая в  собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства  в целом. Эта деятельность  в  равной степени полезна как для  всей экономики страны, так и для  каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.

     Важным  фактором в развитии малого бизнеса  является налоговая политика государства. И можно говорить о необходимости  использования более гибкого  подхода к налогообложению микро-, малых, средних и крупных субъектов малого предпринимательства, в то время как в настоящий момент понятия микро- и среднего субъекта малого бизнеса отсутствуют вообще. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого, но налогоплательщик при предоставлении государством такой возможности старается сэкономить на уплате налогов. И государство дает такую возможность, предоставляя на выбор налогоплательщикам использование альтернативных систем налогообложения и методик осуществления учета. Следовательно, при работе с полной отдачей и заинтересованностью в результатах своего труда каждый хозяйствующий субъект должен осуществлять и хорошо представлять для себя процесс налогового планирования, минимизации налоговых платежей с целью получения максимальной выгоды.

     Налоговое законодательство нашей страны предоставляет  малому бизнесу возможность работы по трем системам налогообложения, учета  и отчетности, причем одна из систем, в свою очередь, предлагает использование  разных объектов налогообложения. Многовариантность выбора системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, так как требуется ответить на два основных вопроса о том, какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении и предоставляет наибольшие возможности по минимизации налоговых платежей в бюджет. А поиски ответа на поставленный вопрос не могут не проходить через расчет величины налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. И от того, насколько эта методика совершенна, насколько универсальна и зависят ли получаемые результаты. Проблема определения наиболее оптимальной системы налогообложения, при которой величина налоговой нагрузки минимальна, из проблемы собственников малого бизнеса вырастает в общегосударственную проблему, так как от того, насколько эффективно работает налоговая система, насколько она популярна, зависит и собираемость налога, и, соответственно, наполняемость бюджета.

     Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

     Целью моей дипломной работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России на примере ООО «Кулинария».

     Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих взаимосвязанных  задач:

- раскрыть  сущность и принципы налогообложения;

- рассмотреть  современные системы налогообложения  субъектов малого и              среднего бизнеса;

- выполнить анализ действующего порядка налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;

- дать  оценку эффективности применяемой  системы налогообложения;

- рассмотреть  новые предложения по минимизации  налоговой нагрузки субъектов  малого и среднего бизнеса в Современной России;

- изучить проблемы и перспективные направления развития системы налогообложения.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Теоретические основы налогообложения
    1. Экономическая роль и характеристика основных элементов налоговых платежей

   Существенная  роль налогового механизма в обеспечении воспроизводственных процессов признавалась русскими исследователями. Профессор В.Твердохлебов выдвигал в качестве высшего принципа государственной налоговой политики принцип развития производительных сил: «Развитие производительных сил, вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы, не вторгаясь в область этики и сохраняя свой политический нейтралитет». Приведенные цитаты подтверждают идею о том, что налоговый механизм представляет собой очень сложную систему, которая эффективна лишь тогда, когда в основу положены выработанные мировой практикой принципы налоговых отношений.

   Теоретически  принципы налогообложения сформулированы А.Смитом еще в ХYIII веке, но они  принимаются в качестве аксиомы при формировании и модернизациях налоговых систем и в настоящее время . Принцип справедливости выдвигает требование всеобщности обложения и равномерности распределения налога соразмерно доходам. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Принцип удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать систему налогообложения.

   Высший  законодательный орган власти вправе устанавливать различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная  им налоговая система вступает в  противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы.

   Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления  валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные  правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики.

   При переходе к рыночным отношениям можно  выделить следующие направления  налогового регулирования экономики:

   • налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит  финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;

   • посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

   • через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;

   • налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной  функции посредством направления  аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

   • налоговое регулирование позволяет  повышать уровень занятости населения  путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые  рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

   • налоги способствуют структурной перестройке  экономики, развитию малого и среднего бизнеса.

   Результативность  налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической  политики, реализуемой государством. 
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

   Элементами  налоговой системы налогового механизма  выступают: субъекты налога, объекты  налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов  власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

     Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает  на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (ст. 57).

     При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ).

     Элементы  налога – это установленные в  законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.

     Налог считается установленным лишь в том случае, когда

определены  налогоплательщики и следующие  элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ):

• объект налогообложения;

• налоговая  база;

• налоговый период;

• налоговая  ставка;

• порядок  исчисления налога;

• порядок  и сроки уплаты налога.

Данные  элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в табл. 1.

Таблица 1    Основные элементы налога

Элементы  налога Характеристика  элементов налога источник
Налогоплательщик Организации и  физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги и сборы Ст. 19 НК РФ
Объект  налогообложения Операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику Ст. 38 НК РФ
Налоговая база Стоимостные, физические или иные характеристики объекта налогообложения Ст. 53 НК РФ
Налоговый период Календарный год  или иной период времени (по отдельным  налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый  период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи Ст. 55 НК РФ
Налоговая ставка Величина налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы Ст. 53 НК РФ
Порядок исчисления налога Совокупность  определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить налог. Исчисление окладных налогов осуществляется налоговыми органами Ст. 55 НК РФ
Порядок уплаты налога Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается  налоговым законодательством применительно к каждому налогу Ст. 58 НК РФ
Сроки уплаты налога Дата или  период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в  бюджет. Сроки уплаты налогов и  сборов определяются календарной датой  или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями днями, указанием на событие или действие, которое должно быть совершено Ст. 57 НК РФ

Информация о работе Налогообложение малого и среднего бизнеса