Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:36, курсовая работа
Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты развития налоговой системы Испании …………6
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ действующей практики налогообложения Испании………......19
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании…………………………………………………………………….26
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников………………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
аспекты развития налоговой
1.1 Сущность налоговой системы Испании………………………………6
1.2 Структура управления налоговой системы Испании ………………..7
1.3 Проблемы развития налоговой системы Испании………………… 17
2 Анализ
действующей практики
2.1 Анализ влияния налогов на экономику страны…………………….19
2.2 Анализ доходов и расходов государственного бюджета Испании.20
2.3 Анализ показателей эффективности налоговой системы Испании..24
3 Пути стимулирования эффективного развития налоговой системы
Испании……………………………………………………………
3.1 Основные направления развития налоговой политики Испании …26
3.2 Расчет и изменение показателей в соответствии с налоговой
реформой…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………33
Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.
Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.
В течение последних десятилетий Испания по своему экономическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.
Налоговая система Испании значительно реформировалась в последние годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям ЕС, совершенствовалась законодательная база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.
Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией административное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них - Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользуются правом самим вводить различные виды региональных и местных налогов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налоговые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоятельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федеральным законам в области налогообложения.
Выбранная тема настоящей работы является актуальной в настоящее время, в период развития налоговых систем в разных странах, их реформирования.
Цель работы – раскрыть сущность, предмет, функции и особенности налоговой системы Испании, провести анализ доходов, расходов и налогов Испании.
Задачи, поставленные для достижения цели:
- дать общую характеристику налоговой системе Испании;
- определить структуру управления налоговой системы Испании;
- выявить проблемы развития налоговой системы Испании;
- провести анализ действующей практики налогообложения Испании;
- наметить пути стимулирования эффективного развития налоговой системы Испании.
При написании работы использовались учебники и статьи из журналов. Теоретической базой исследования явились работы следующих авторов: Вачнадзе Г.Н., Погорлецкого А.И., . Сумановский А.Ю. О и др.
1.1 Сущность налоговой системы Испании
Испания
- одна из крупнейших и наиболее экономически
значимых стран Европейского Союза.
Все больше российских компаний ведут
деятельность на ее территории, например
учреждают резидентные
Структура налоговых обязательств, предусмотренных законодательством Испании, очень похожа на налоговую систему России. Но вместе с тем Испанию отличает большее разнообразие видов налогов и их ставок.
Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.
Кроме того, испанская налоговая система сформирована под влиянием деления страны на самостоятельные субъекты. Так, Испания разделена на 17 автономных территорий с различной степенью свободы в вопросах установления и взимания налогов. Территории в свою очередь разделены на 56 провинций. Территориальное деление страны обуславливает разграничение налогов на федеральные, региональные и местные.
Если сравнивать две налоговые системы, то Российская налоговая система, насчитывающая долгую историю - со времен Екатерины II до советской модели - была окончательно сформирована с созданием единой централизованной системы налоговых органов в 1991-1992 годах и учреждением Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствии с законом РФ от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".
В
Российской Федерации преимущество
такого способа налогообложения
малых предприятий оценили
1.2 Структура управления налоговой системы Испании
Испанская
налоговая служба была реорганизована
в 1992 г., создан единый налоговый орган
- Государственное налоговое агентство,
объединившее ряд разрозненных налоговых
подразделений. Агентство приобрело статус
юридического лица и право оставлять себе
18% от суммы собранных налогов.
Таблица 1 - Экономика Испании включает в себя следующие позиции
Показатель | Сумма |
ВВП, млрд долл. | 881.081332 |
Темп прироста ВВП, % | 3,4 % |
ВВП на душу населения, долл. | 26,009 |
Инвестиции, % | 25,6 |
ВВП Индекс Джини | 32,5 |
Инфляция (CPI) | 3.5 |
Рабочая сила, млн. | 17,1 |
Доля безработных в экономике, % | 10,1 |
Налогообложение в Испании осуществляется на трех уровнях [13]: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций. На федеральном уровне в Испании взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых всеми деклараций о доходах, в которые вносятся данные о всех видах доходов. Минимальный налог (13%) взимается с суммы индивидуального годного дохода более 2 млн. песет; максимальный (56%) - с доходов, превышающих 10 млн. песет в год. С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию (частная практика, поступления от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок) испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. В декларацию заносятся не только поступления, но и различные социальные пособия и выплаты, положенные ему, например, на детей, на уход за престарелыми и инвалидами. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования. Если испанец взял в банке кредит на приобретение жилья, государство выплачивает ему определенную сумму, вычитаемую из суммы дохода. Таким образом, налог взимается с общей суммы доходов за вычетом суммы постоянного жалования и различных льгот. Если остаток получается отрицательным, государство возмещает эту сумму. Законодательством Испании установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями - определенный процент за каждый день. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.
Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % . С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (площадь помещения, количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.
Налог на прибыль (корпоративный налог) по сути аналогичен российскому налогу на прибыль организаций. При его взимании в налоговую базу включается прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и прирост имущества (Генеральный налоговый кодекс Испании от 28.12.63).
Ставка налога на доход корпораций в Испании достаточно высока - 35 процентов.
Однако существует и пониженная ставка (26%) для отдельного вида налогоплательщиков - кооперативов.
В отличие от российского законодательства испанское дает возможность налогоплательщику воспользоваться разнообразными льготами по налогу на прибыль. За счет этого испанская компания может значительно снизить сумму налога к уплате. Но при этом общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 процентов от начисленного налога.
Так, налоговую базу можно уменьшить на 90 евро за каждое вновь созданное рабочее место. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека. Цель: мотивация работодателей на предоставление рабочих мест инвалидам.
Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.
С 2007 года льготы по налогу на прибыль получили также компании, занятые в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т. д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.
Кроме того, с 2008 года предусмотрено сокращение размера общей ставки налога на прибыль с 35 до 30 процентов.
Отдельно
стоит рассмотреть