Налогообложение бюджетных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:58, реферат

Описание работы

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Этому способствуют углубление и интенсификация специализации и кооперирования производства в международном масштабе, всеобщий процесс интеграции экономической жизни и расширения международной торговли. Налогоплательщиками являются физические и юридические лица. Специфическим субъектом налогообложения являются бюджетные организации. Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций.

Работа содержит 1 файл

Налогообложение бюджетных организаций.docx

— 29.36 Кб (Скачать)

 

3. Учет, налогообложение в  бюджетном учреждении

 

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением  работ, оказанием услуг, относящихся  к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным  в учредительных документах) в  соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно  не вправе отказаться. Финансовое обеспечение  выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в  виде субсидий, предоставленных бюджетным  учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Как и казенные учреждения бюджетные не вправе применять: - упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ); - единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от аренды, а также госпошлина за наименование «Россия» при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог. Основным видом учета для бюджетных учреждений будет являться также как и для казенных учреждений - бюджетный (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Закона № 83-ФЗ).

 

4. Налоги и сборы для  бюджетных учреждений

 

Рассмотрим основные изменения  по налогам и сборам, которые вступили в силу в 2011 году и актуальны для  бюджетных учреждений.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

Для начала отметим, что с 1 января 2011 года статья 321.1 Налогового кодекса РФ (ею были определены особенности  налогообложения доходов бюджетных  учреждений) утратила силу. Соответствующие  поправки в кодекс внес Федеральный  закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Теперь бюджетные  учреждения должны вести налоговый  учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном для всех организаций. То есть в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»). При этом бюджетные учреждения вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи  по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Перечислять ежемесячные  авансовые платежи по налогу на прибыль  они не могут.

 

Значимым нововведением  является и изменение в части налогового учета амортизируемого имущества. Так, согласно новой редакции пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, минимальная стоимость амортизируемого имущества увеличилась с 20 000 руб. до 40 000 руб. Аналогичное изменение внесено и в пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (здесь приведено определение основных средств).

 

Обратите внимание: новый  лимит стоимости можно применять  в отношении объектов амортизируемого  имущества, которые введены в  эксплуатацию в 2011 году и позже (новации  внесены Федеральным законом  от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).

 

Не следует забывать и  о нововведениях, которые внесены  Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ в Налоговый кодекс РФ.

 

Во-первых, из-за того, что  с 1 января 2011 года работодатели обязаны  оплачивать из собственных средств  первые три дня временной нетрудоспособности работников (а не два дня, как раньше), законодатели внесли соответствующее  изменение в пункт 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Теперь бухгалтер учреждения может списывать в состав налоговых  расходов оплату первых трех дней больничных (конечно, если суммы начислены в  рамках предпринимательской деятельности).

 

Во-вторых, налогоплательщикам предоставлено право самим определять срок полезного использования нематериальных активов. Поправка внесена в пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, предоставленных налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов. Причем теперь регистры, а также  порядок отражения в них первичной  информации разрабатываются работодателями самостоятельно. › |Избежать ошибок при разработке формы регистра поможет материал, опубликованный в рубрике "Документация".|<

 

Существенно изменился порядок  возврата переплаченного налога на доходы физлиц. Согласно действующей редакции статьи 231 Налогового кодекса РФ, учреждения не могут вернуть налог со всех тех доходов, которые получены в налоговом периоде, если вычеты по ним имеют конкретную дату. Например, имущественный вычет начинает действовать только с того момента, когда человек, у которого есть на него право, приносит заявление. Если раньше можно было вернуть или зачесть сумму налога по доходам за предыдущие месяцы, теперь имущественный вычет начинает действовать с того месяца, когда зарегистрировано заявление от сотрудника. Он уменьшает налог на доходы этого и последующих месяцев.

 

И это не единственное ограничение. Возврат переплаты по НДФЛ не получится  осуществить, если переплата образовалась из-за смены налогового статуса работника. Поясним. Раньше, когда по истечении 183 дней иностранец становился резидентом, нужно было пересчитать его налог  по ставке 13 процентов за весь налоговый  период. То есть можно было сразу  вернуть переплаченный налог. Теперь же, чтобы суммы вернули человеку, придется обращаться в инспекцию. Возврат  сделают только после предоставления им декларации и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса РФ). То есть учреждение не пересчитывает автоматически  налог нерезидента, если он в налоговом  периоде получил другой статус. Просто с момента получения статуса резидента с доходов работника взимается не 35 процентов, а 13.

 

Что касается ставок, отметим  следующее. Доходы высококвалифицированного иностранного специалиста облагаются по ставке 13 процентов (независимо от срока  пребывания в России).

 

Рассмотрим и такое  изменение. Теперь в налоговом законодательстве четко прописано, что налог возвращается как за счет сумм того налогоплательщика, который подал заявление, так  и за счет налога на доходы физических лиц по другим сотрудникам, за которых  учреждение перечисляет налог. Хотя из всего сказанного выше повод для  возврата налога найти теперь сложно… 

 

Например, суммы возвращаются, если после представления работником заявления о получении имущественного налогового вычета налог был удержан  без учета этого вычета. Порядок  возврата сумм в таком случае теперь прописан в Налоговом кодексе  РФ более четко.

 

Уточнено, что учреждению надо уведомить работника о том, что с него было удержано больше денег (это должны сделать в течение 10 рабочих дней после выявления  данного факта). Если суммы не возвращены работнику в течение трех месяцев, человеку полагаются проценты (они  исчисляются с учетом ставки рефинансирования, действующей в дни, когда были нарушены сроки возврата).

 

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

 

Правила расчета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, а также порядок представления  отчетности определены Федеральным  законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. ›  |Новации, которые касаются взносов на страхование от несчастных случаев, подробно рассмотрены в статье "Взносы от несчастных случаев. Изменения в порядке начисления".|<

 

Согласно действующим  нормам, объектом для начисления взносов  признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и  гражданско-правовых договоров, предметом  которых является выполнение работ  или оказание услуг. Исключение - выплаты, упомянутые в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

 

Кроме того, предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы за расчетный период в 2011 году, составляет 463 000 руб. (в 2010 году этот показатель был равен 415 000 руб.).

 

Ставки страховых взносов, действующие в 2011 году, также увеличены.

 

Общая ставка теперь составляет 34 % (ранее она была равна 26%), из них

 

-в Пенсионный фонд РФ -- 26 %;

 

-в Фонд социального  страхования РФ -- 2,9 %;

 

-в ФФОМС -- 3,1 %;

 

-в ТФОМС -- 2 %.

 

Однако отметим, что законодательством  предусмотрен перечень лиц, которые  платят взносы по льготным ставкам:

 

Учреждения, применяющие  единый сельскохозяйственный налог, в  том числе сельхозпроизводители;

 

Учреждения с участием инвалидов (общественные организации  инвалидов, предприятия со среднесписочной  численностью сотрудников-инвалидов  не менее 50 процентов и т.д.), в  отношении выплат работникам-инвалидам;

 

Хозяйственные общества, созданные  бюджетными учреждениями для НИОКР  и применяющие «упрощенку»;

 

Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны, в отношении  выплат в пользу задействованных  в этой зоне работников;

 

Организации, которые разрабатывают  и продают программы для ЭВМ, базы данных, а также оказывают  сопутствующие этому услуги;

 

Предприятия, работающие в  сфере СМИ, в отношении выплат сотрудникам, задействованных в  деятетельности радио-, телевещания, издания газет или журналов и другой периодики.

 

Теперь что касается отчетности. Если среднесписочная численность  физических лиц, в пользу которых  производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, расчеты по страховым  пенсионным взносам следует представлять в электронной форме.

 

ТРАНСПОРТНЫЙ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ  НАЛОГИ

 

Базовая ставка транспортного  налога уменьшена вдвое. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право  устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Уменьшение налоговых ставок транспортного налога не коснулось ряда объек-тов налогообложения, в частности яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и др., они облагаются по старым ставкам. Кроме того, определено, что налоговую декларацию по итогам года все организации должны представлять не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать промежуточную отчетность не надо. (Лагутина Л.)

 

Заключение

 

Бюджетные учреждения в соответствии с законодательством могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они  созданы. Полученные от предпринимательской  деятельности доходы должны в первую очередь инвестироваться в основную уставную деятельность или в расширение предпринимательской деятельности. При этом направление использования  полученных доходов определяется сметой, утверждаемой распорядителями кредитов.

 

Таким образом, у бюджетных  учреждений отсутствует возможность  выбора наиболее рентабельных видов  деятельности, и, кроме того, они  не имеют возможности самостоятельно распоряжаться полученными доходами.

 

Здесь напрашиваются два  вывода.

 

1. Нельзя облагать одинаковыми  ставками прибыль от предпринимательской  деятельности бюджетных учреждений  и коммерческих организаций.

 

2. Прибыль, реинвестированную  в выполнение основной уставной  деятельности бюджетных учреждений, вообще не следует облагать  налогом, поскольку она используется  на замещение бюджетных средств,  недоданных учреждению государственными  и муниципальными органами.

 

В заключение хотелось бы отметить, что доходы от предпринимательской  деятельности во многих бюджетных учреждениях  составляют свыше 70% всех ресурсов. Рассчитывать на замену этих доходов бюджетными средствами не только в настоящее  время, но и в сколько-нибудь обозримом  будущем не приходится, так как  это потребовало бы очень значительного  увеличения налоговой нагрузки на экономику.

 

В настоящий период Правительством России проводится политика сокращения налоговой нагрузки, что требует  также сокращения бюджетных расходов страны. Поэтому необходимо совершенствовать систему налогообложения бюджетных  организаций, с тем чтобы она могла стимулировать дальнейшее развитие их предпринимательской деятельности и на этой основе совершенствовать, улучшать свою основную уставную деятельность.

 

Список литературы

 

налог бюджетная организация

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

 

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

 

3. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования»;

 

4. Закон Тюменской области  от 27 ноября 2003 г. № 172 «О налоге  на имущество организаций»;

 

5. Закон Тюменской области  от 19 ноября 2002 г. № 93 «О транспортном  налоге» (с изменениями и дополнениями  на 2011 г.);

 

6. Л.К. Чемерицкий, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Налоги и налогообложение" Финансовой академии при Правительстве РФ;

 

7. В. Сучков, А.В. Климов// Минфин России;

 

8. Лагутина Л., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита МИЭМП/ Учебное пособие//Москва - 2011г.)

Информация о работе Налогообложение бюджетных организаций