Налоги: сущность, виды, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов как экономической категории, их сущности и видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность налога и налоговой системы;
2) рассмотреть существующие виды налогов;
3) определить главные функции налогов.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность налогов........................................................................................6
Глава 2. Виды налогов.........................................................….................................18
Глава 3. Функции налогов........................................................................................23
3.1. Фискальная функция..................................................................................25
3.2. Распределительная функция......................................................................25
3.3. Регулирующая функция.............................................................................26
3.4. Контрольная функция................................................................................30
3.5. Поощрительная функция...........................................................................31
Заключение.................................................................................................................33
Список использованной литературы.......................................................................35

Работа содержит 1 файл

Налоги_сущность_виды_функции.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции  обеспечивается перераспределение  через государственный бюджет части  доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало  активно практиковаться, начиная  с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и  дифференциацию налоговых ставок. Налоговое  регулирование оказывает стимулирующее  или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского  экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для  регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  налоговой политики государства. Эта  функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и  воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов  реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения  изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий  для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов, установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.4

В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале  90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

 

 3.4. Контрольная функция

 

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

 

3.5. Поощрительная функция

 

Порядок налогообложения может  отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан  перед обществом (предоставление налоговых  льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны  друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять  общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы  излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается  в обеспечении поступления необходимых  средств в бюджеты разных уровней  для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.5

Однако между стимулирующей  и регулирующей функциями налогов  есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

Заключение

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Безусловно, налогообложение в  любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алиева  Б.Х. Налоги и  налогообложение : учеб. пособие / под  ред. Б. Х. Алиева - М.: Финансы  и  статистика, 2010. - 416 с.
  2. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. М.: «ЮНИТИ», 2011, - 335 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Юрайт-М», 2009, 535 с.
  4. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе. // Финансы. 2007. - 3. с. 32.
  5. Гусев А.Б. Налоги и экономический рост: теории и эмпирические оценки / А. Б. Гусев. - М.: Экономика и право, 2009. - 139 с.
  6. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложения / Н.Г. Дмитриева - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2010. - 416 с.
  7. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011. 417 с.
  8. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:  Эксмо, 2009. - 480 с.
  9. Зарук Н.Ф. Налоги и налогообложение в АПК / Н. Ф. Зарук В.В. Ухоботов, М.Ю. Федотова, О.А. Тагирова - М.: Колосс,  2008. - 224 с.
  10. Матвеев Т.Ю. Основы экономической теории / Т.Ю. Матвеев, И.Н Никулина. - М.: «Дрофа», 2009. - 213 с.
  11. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - 2-е изд.  - М.: КНОРУС, 2008. - 800 с.
  12. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. Б.А.Райзберга - М.: ИНФРА - М., 2010. - 305 с.
  13. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 576 с.

Информация о работе Налоги: сущность, виды, функции