Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов как экономической категории, их сущности и видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность налога и налоговой системы;
2) рассмотреть существующие виды налогов;
3) определить главные функции налогов.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность налогов........................................................................................6
Глава 2. Виды налогов.........................................................….................................18
Глава 3. Функции налогов........................................................................................23
3.1. Фискальная функция..................................................................................25
3.2. Распределительная функция......................................................................25
3.3. Регулирующая функция.............................................................................26
3.4. Контрольная функция................................................................................30
3.5. Поощрительная функция...........................................................................31
Заключение.................................................................................................................33
Список использованной литературы.......................................................................35
Министерство образования и науки РФ
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Институт международного права и экономики
имени А.С. Грибоедова»
(ИМПЭ имени А.С. Грибоедова)
Экономический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
Налоги: сущность, виды, функции
Курсовая работа по дисциплине:
экономическая теория (макроэкономика)
Выполнил студент группы ___________
______________________ ____________
(И.О. Фамилия)
Специальность / направление
подготовки ______________________________
Форма обучения заочная
Научный руководитель
______________________________
(научная степень, должность, И.О. Фамилия)
___________________
(подпись)
___________________
(оценка)
«____» ____________ 2013 г.
Нижневартовск 2013
Содержание
Введение......................
Глава 1. Сущность налогов.......................
Глава 2. Виды налогов.......................
Глава 3. Функции налогов...............
3.1. Фискальная функция............
3.2. Распределительная
функция.......................
3.3. Регулирующая функция..........
3.4. Контрольная функция...........
3.5. Поощрительная функция.........
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные
индивидуально-безвозмездные
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.
На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом. Первостепенная важность налогов в экономической системе и в системе государственного регулирования в частности является главным обоснованием актуальности выбранной темы исследования.
Целью данной работы является изучение налогов как экономической категории, их сущности и видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность налога и налоговой системы;
2) рассмотреть существующие виды налогов;
3) определить главные функции налогов.
Объектом изучения являются налоги и налоговая система.
Методологической основой
для написания данного курсовог
Глава 1. Сущность налогов
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ".1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые
в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет
и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах
заложены большие возможности по
регулированию социально-
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
В налогах заложены возможности
и регулирования доходов
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.
Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налог на добавленную
стоимость продукции, работ,
- налог на имущество (предприятий и граждан);
- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут
устанавливаться на различных уровнях
государственной власти: федеральном,
региональном, местном. Это означает,
что они поступают в
Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.
Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:
1. императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции;