Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Содержание

Введение ………3
1. Налоги в экономической системе общества ………………………………..5
1.1. Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения…....5
1.2. Классификация налогов………………………………………………….12
2. Налоги - инструмент государственного регулирования экономики 18
3. Государственное регулирование налоговых правоотношений 20
3.1. Формы государственного регулирования налоговых отношений 20
3.2. Методы государственного регулирования налоговых отношений 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Приложение А 29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Перераспределение средств  с помощью фискальной функции, с  одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

Социальная  функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Регулирующая  функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; спад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

Суть регулирующей функции  общественного воспроизводства  в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов

Регулирующая налоговая  функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Контрольная функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Выделяют три составляющие регулирующей функции:

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Перечисленные функции  налога тесно связаны между собой. На практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

 

    1. Классификация налогов

 

Значительное место  в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки  налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.

Разделение всех видов  налогов на группы осуществляется в  соответствии с объективными классификационными признаками.

Многообразие налоговых  классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков. Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях таксономией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов.

Тем не менее, учеными  определен ряд классификационных  критериев, по которым всю совокупность платежей налогового характера можно  подразделить на группы:

1. По принадлежности к уровням управления и власти налоги подразделяются в зависимости от административно-территориального устройства государства: в унитарных государствах – на центральные (государственные) и местные (муниципальные); в федеративных государствах – на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации  установлена трехуровневая налоговая  система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные  налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов – подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К местным налогам и сборам относится земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Перечень всех налогов  приведен в таблице 1 в ПРИЛОЖЕНИИ А.

  1. В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

  1. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
  • Налоги, уплачиваемые физическими лицами;
  • Налоги, уплачиваемые юридическими лицами;
  • Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, т.е. смежные.

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, государственная пошлина, земельный налог и др.

  1. По объектам обложения

В зависимости от объекта  обложения налоги подразделяются на следующие группы:

    • Налоги на доходы;
    • Налоги на имущество;
    • Налоги на реализацию товаров (работ, услуг);
    • Налоги на определенные виды расходов;
    • Налоги на совершение определенных операций.

Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного  дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые  с отдельных видов доходов. В  Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоги на имущество  подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые, с отдельных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество организаций. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: земельный налог, транспортный налог.

В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым  выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются налог на добавленную стоимость, акцизы.

К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы).

Что касается налогов  на совершение определенных операций, то объектом налогообложения может  также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной.

  1. По адресности зачисления налоговых платежей

В зависимости от адресности зачисления налоговых платежей все  налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.

К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.

  1. По целевой направленности

По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на общие и целевые.

К общим (абстрактным, немаркированным) относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета. Они вводятся государством для формирования бюджета в целом.

К целевым (специальным, маркированным) относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды.

7. По характеру установления налоговых ставок

По характеру установления налоговых ставок налоги и сборы  делятся на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердый налог.

Твердый налог - это налог, ставка которого устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения. В Российской Федерации твердыми налогами являются налог на игорный бизнес, транспортный налог, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, акцизы и др.

Прогрессивный налог – это налог, размер ставки которого растет вместе с ростом размера объекта обложения. Примером такого налога является налог на имущество физических лиц.

Регрессивный  налог – это налог, размер ставки которого снижается по мере роста размера объекта обложения.

Пропорциональный налог – это налог, размер ставки которого не меняется при изменении размера объекта обложения. К пропорциональным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог.

  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 

2. НАЛОГИ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Налоговая политика в  настоящее время в большинстве  стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические  постулаты экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога.

Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.

Главный теоретический  постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера демонстрирует существующую взаимосвязь между налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласно разработкам Лаффера повышение ставок налогов выше определенного уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Другими словами - как пишет Ф.И. Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы, в конечном счете, отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и, следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики