Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

Содержание

Введение ………3
1. Налоги в экономической системе общества ………………………………..5
1.1. Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения…....5
1.2. Классификация налогов………………………………………………….12
2. Налоги - инструмент государственного регулирования экономики 18
3. Государственное регулирование налоговых правоотношений 20
3.1. Формы государственного регулирования налоговых отношений 20
3.2. Методы государственного регулирования налоговых отношений 22
Заключение 25
Список использованных источников 28
Приложение А 29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 211.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт космических  и информационных технологий

Кафедра Экономики

 

 

РЕФЕРАТ

 

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

 

 

 

         Студент     КИ 09-02 Б(1)                     Макаренко И.Ю.

                                              

 

Преподаватель                            Малахова А..

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая функция  налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем.

В регулирующей функции  налогов следует выделить, прежде всего, стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами можно стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую  активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование  призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

 

1. НАЛОГИ В  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 

    1. Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения

 

Экономическая мысль  не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимо от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Ведь необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов.

На ранних этапах развития человеческого общества государственные  доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме.

 В условиях становления  основ механизма рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал собственно рыночный механизм, особо актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Главным звеном этой системы выступают налоги, которые по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. А под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Для конкретизации понятия  налога необходимо исходить из того, что  отличительной чертой налога как  экономической категории является наличие в нем следующих признаков:

  • абсолютная обязательность уплаты налога (императивность налога);
  • индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплательщик в отличие от плательщиков сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;
  • законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
  • регулярность взимания;
  • уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Для установления налога в законе определены его основные элементы:

  1. Субъект налогообложения
  2. Объект налогообложения
  3. Налоговая база – общий объём доходов, имущества, с которых взимается налог.
  4. Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.
  5. Налоговый оклад, т.е. сумма налога с единицы обложения
  6. Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
  7. Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов.

Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

В основу современной  мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные  А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами, по мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения, принципы налогообложения в настоящее время сформулированы в определенную систему. Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

1. Экономические

  • Принцип хозяйственной независимости
  • Принцип справедливости
  • Принцип соразмерности
  • Принцип учета интересов
  • Принцип экономичности

2. Юридические

  • Принцип нейтральности (равного налогового бремени)
  • Принцип установления налогов законами
  • Принцип приоритета налогового закона над неналоговым
  • Принцип отрицания обратной силы налогового закона
  • Принцип наличия в законе существенных элементов налога
  • Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых                          отношений

3. Организационные

  • Принцип единства налоговой системы
  • Принцип подвижности налогообложения
  • Принцип стабильности налоговой системы
  • Принцип множественности налогов
  • Принцип исчерпывающего перечня налогов

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип соразмерности характеризуется кривой Лэффера (рисунок 2 в ПРИЛОЖЕНИИ А), показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.

Принцип учета  интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности. Базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности.

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Налоги используются всеми рыночными государствами  как метод прямого влияния  на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов (рисунок 3 в ПРИЛОЖЕНИИ А).

Фискальная функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики