Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

1. Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов.
2. Налоговая база по НДС и особенности ее определения

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА       
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

НА  ТЕМУ: Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов.

Налоговая база по НДС и особенности  ее определения 
 
 
 

              Контрольная работа

              студентки:

              Баиндуровой О.А.

              группы  № 8

              финансы и кредит

              Проверила :

              Агабекян  О.В.

              Дата  проверки _________________

              Подпись ______________________ 
               
               

г. Москва 2011 – 2012г. 

1. Налоги и сборы:  сущность и сравнительная  характеристика. Функции  налогов.

      Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.

      Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством  обеспечения функционирования государства.

      Таким образом, налог - это  обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

      Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

      Сбор - это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством. 

Общая характеристика системы  налогов и сборов  

      В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (региональные) и местные.

      Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.       Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги — на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу.  

      По  уровням бюджетов налоги и сборы  распределяются следующим  образом:

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ  И СБОРЫ:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы на  отдельные виды товаров (услуг)  и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4) налог на  доходы от капитала;

5) подоходный  налог с физических лиц;

6) взносы в  государственные социальные внебюджетные  фонды;

7) государственная  пошлина;

8) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

9) налог на  пользование недрами;

10) налог на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

11) налог на  дополнительный доход от добычи  углеводородов;

12) сбор на  право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический  налог;

16) федеральные  лицензионные сборы.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ  И СБОРЫ:

1) налог на  имущество организаций;

2) налог на  недвижимость (при введении в  действие этого налога прекращается  действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

3) дорожный налог;

4) транспортный  налог;

5) налог с  продаж;

6) налог на  игорный бизнес;

7) региональные  лицензионные сборы.

III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц;

3) налог на  рекламу;

4) налог на  наследование или дарение;

5) местные лицензионные  сборы. 

      Общие условия установления налогов и  сборов. Налог как комплексное  экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Налоговым кодексом введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

      Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

      Объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса.

      Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

      Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

      Уплата  налога производится разовой уплатой  в наличной или безналичной форме  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам — Налоговым кодексом; по региональным налогам — законами субъектов Российской Федерации; по местным налогам — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Функции налогов 

 

      Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

      Функция показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

      Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция  налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

При классификации  налогов по объектам налогообложения  образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный  налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные  акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).  

2. Налоговая база по НДС и особенности ее определения 

     НДС является одним из косвенных налогов  на товары, работы, услуги, который включается в цену товара. В результате бремя уплаты налога ложится на конечного потребителя – покупателя.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

    Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

    Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в  качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

    Налогоплательщики могут быть освобождены от обязанности начислять и уплачивать НДС при соблюдении следующих условий: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Объект  налогообложения

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории  Российской Федерации, а также  передача имущественных прав;

2) передача на  территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

Информация о работе Налоги и сборы: сущность и сравнительная характеристика. Функции налогов