Налоги и налогооблажение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 19:05, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучение налогового законодательства.
В связи с данной целью можно выделить следующие задачи:
- Понятие и определение налогового планирования;
- Изучение одного из видов налогов – единого социального налога;

Содержание

Введение 3
1 Налоговое планирование 4
1.1 Сущность налогового планирования 4
1.2 Виды налогового планирования 5
1.3 Элементы и этапы налогового планирования 6
1.4 Правила и риски налогового планирования 8
2 Единый социальный налог 10
2.1 Плательщики ЕСН 10
2.2 Объект налогообложения 11
2.3 Порядок исчисления ЕСН 12
2.4 Расчет страховых пенсионных взносов в 2012 году 14
2.4.1 Сроки сдачи отчетности 14
2.4.2 Изменения в налогообложении иностранных граждан 15
2.4.3 Платежи индивидуальных предпринимателей и нотариусов 15
3 Налоговая политика государства 17
3.1 Сущность налоговой политики 17
3.2 Виды налоговой политики 18
3.3 Система и принцип налогообложения 21
3.4 Основные виды систем налогообложения в РФ 22
3.5 Виды и функции налогов 23
4 Налоговые теории 25
4.1 Понятие теории налогов 25
4.2 Общие теории налогов 25
4.3 Частные теории налогов 28
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Контрольная Налоги.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

3 Налоговая политика государства

3.1 Сущность налоговой политики

Налоговая политика — это система мероприятий  государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса  интересов государства и налогоплательщиков. 

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов. 

Государство, призванное обеспечить наилучшие условия  для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. 

При перемещении дохода в пользу государства  происходит смена собственника. Ресурсы изымаются на безвозмездной основе. Такая неэквивалентная форма отношений между государством, с одной стороны, и частными предприятиями и отдельными гражданами, с другой — свидетельствует о безусловной форме денежных отношений, в которых стороны не являются равными партнерами. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам. 

Налогообложению подлежат: прибыль; доходы; стоимость  определенных товаров; стоимость, добавленная  обработкой; имущество; передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности. 

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. 

Уплата  налогов является одной из главных  обязанностей граждан. 

Налогоплательщиками являются: физические лица — работники, непосредственно своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, и юридические лица — хозяйствующие субъекты. 

3.2 Виды налоговой политики

 

 

Эффективность государственного налогового менеджмента3 во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой политики. Такую классификацию можно провести по ряду функциональных критериев: по масштабности и долговременности целей, в зависимости от общей целевой и стратегической направленности налоговой политики, по территориальному признаку и узкой специализации налоговой политики.

1. По масштабности и долговременности  целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов  общей целевой направленности  мер в области управления налоговым  процессом необходимо выделять  следующие разновидности налоговой политики:

- фискальную;

- регулирующую;

- контрольно-регулятивную;

- комбинированную (равновесную).

Фискальный  тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

Все три названных типа налоговой  политики имеют существенные недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. Поэтому эффективной, сбалансированной обычно является только комбинированная налоговая политика (стратегия и тактика), нацеленная на максимальную реализацию в комплексе всех функций налогов. Такую политику можно назвать еще равновесной налоговой политикой, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.

Комбинированная (равновесная) налоговая политика ориентирована  на создание условий для стабильного  и равномерного обеспечения бюджетной  системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных  объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроляна основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

3. В зависимости от стратегической  направленности государственного  регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку  налоговую политику условно можно  разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации  выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

Поведенная  типизация и классификация налоговой  политики имеет не сколько теоретическое, сколько прикладное значение для того, чтобы проанализировать и дать разностороннюю оценку проводимой в стране налоговой политики, а на этой основе определить направления, приоритеты и конкретные пути построения эффективной налоговой стратегии и тактики, принимать адекватные управленческие налоговые решения.

3.3 Система и принцип налогообложения

 
         Можно выделить три системы налогообложения4

1. Пропорциональный налог — сумма  налога пропорциональна доходам  работников.  
          2. Регрессивный налог — налог тем выше, чем ниже доход. 

          3. Прогрессивный налог — налог тем выше, чем выше доход.

Налоги  подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции). 

Косвенные налоги — устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог  на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт). 

При формировании налоговой системы  необходимо учитывать принципы налогообложения  — правила, которыми следует руководствоваться  при построении налоговой системы. 

Основные  принципы налогообложения: 

1) Принцип справедливости - равенство  налогов на доходы рыночных  структур. Налоги должны быть  равными для каждого уровня  дохода. 

2) Принцип определенности и точности  налогов - размер налогов, сроки,  способ и порядок их начисления  должны быть точно определены  и понятны налогоплательщикам.  
           3) Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения. 

4) Принцип экономичности (эффективности) - необходимость соблюдения условий, при которых: — разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; — тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.  
          5) Принцип обязательности - неизбежность осуществления платежа. 

3.4 Основные виды систем налогообложения в РФ

Общий режим  налогообложения

Это совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Подразумевает  уплату максимального количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юр. лицами; налог на доходы физических лиц для физ. лиц и индивидуальных предпринимателей; единый социальный налог; налог на добавленную стоимость; и другие налоги. Общий режим налогообложения обязательно применяется для тех налогоплательщиков, чьи условия работы не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они приняли решения о применении других систем сразу. 

Упрощённая  система налогообложения  (УСН)

Это специальный  налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения учета налогов и бухгалтерского учёта. В УСН часть "обычных" налогов замещается единым налогом. Для ее применения надо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали законодательно определенным  нормам и правилам.

Единый налог  на вменённый доход  (ЕНВД)

Это налог, вводимый  субъектами РФ. Уплата  ЕНВД освобождает  от ряда налогов и сборов, существенно упрощает и сокращает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее дорого обходятся для особо малого бизнеса.

Применение единого налога на вмененный доход обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, подпадающие под ее действие. Расчет единого налога на вмененный доход не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям. 
          Налоговым законодательством так же разрешено смешанное налогообложение, то есть, применение совместно двух и более режимов  налогообложения одним налогоплательщиком.

3.5 Виды и функции налогов

 

Виды  налогов: 

1) Федеральные - налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог, налог на покупку валюты и др. 

2) Региональные - налог на имущество  предприятий, лесной налог, плата  за воду и др. 

3) Местные - земельный налог, курортный  налог, налог на рекламу, налог  на содержание жилого фонда  и др. 

Функции налогов: 

1) Фискальная - обеспечение финансирования  государственных расходов на  содержание государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д. 

2) Распределительная - перераспределение  доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения. 

4) Социально-воспитательная - сдерживание  потребления вредных для здоровья  продуктов путем установления  на них повышенных налогов. 

5) Конкретно-учетная - осуществление  учета доходов граждан, предприятий и организаций. 

Направления совершенствования налоговой системы  в России: 

- Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий. 

- Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес. 

- Сокращение налоговых льгот.

- Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

4 Налоговые теории

4.1 Понятие теории налогов

 

Основоположником  теории налогообложения считается  шотландский экономист и финансист  А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.

Информация о работе Налоги и налогооблажение