Налоги и их виды. Принципы налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Развитие и изменение форм государ-ственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой сис-темы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма до-ходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый меха-низм используется для экономического воздействия государства на обществен-ное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническо-го прогресса. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Содержание

Курсовая работа Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Выполнил: Вафин Раиль (Kancher) Нижнекамск, 2005. Содержание Введение………………………………………………..…………………………3 1. Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения……..……….5 1.1 . Сущность налогов…………………………………………….……………..5 1.2. Функции налогов……………………….……………………………………7 1.3. Виды налогов………………………………………………………….…….8 1.4. Принципы налогообложения……………………………....…..……….…13 2. Налоговая система Российской Федерации………………………….…….18 2.1. Принципы построения налоговой системы………………………………18 2.2. Федеральные налоги……………………………………………………….19
2.3. Региональные и местные налоги……..………..………………………….20 3.
Налоговая система России: проблемы и перспектива.….……………..….22 3.1. Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)…………………………………….

………………………...22 3.2. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика…...24 Заключение……………………………………………………………………...27 Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Налоги и их виды.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

Налоги и их виды. Принципы налогообложения.

                        Курсовая работа   Налоги и  их виды. Принципы налогообложения.               Выполнил: Вафин Раиль (Kancher)           Нижнекамск, 2005. Содержание   Введение………………………………………………..…………………………3 1.     Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения……..……….5 1.1 . Сущность налогов…………………………………………….……………..5 1.2. Функции налогов……………………….……………………………………7 1.3.    Виды налогов………………………………………………………….…….8 1.4. Принципы налогообложения……………………………....…..……….…13 2.     Налоговая система Российской Федерации………………………….…….18 2.1. Принципы построения налоговой системы………………………………18 2.2. Федеральные налоги……………………………………………………….19

2.3.    Региональные и местные  налоги……..………..………………………….20 3. 

Налоговая система России: проблемы и перспектива.….……………..….22      3.1.  Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)…………………………………….

 

………………………...22 3.2.  Уклонение  от налогов и рациональный выбор  налогоплательщика…...24 Заключение……………………………………………………………………...27 Список использованной литературы…………………………………………..29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

  Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в общес-тве с момента возникновения государства.

 

Развитие и изменение форм государ-ственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой сис-темы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма до-ходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый меха-низм используется для экономического воздействия государства на обществен-ное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническо-го прогресса. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

 

Оно определяет лишь общую сумму  средств, которую желает получить, а  сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи от-купщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть го-сударственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процес-сом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

 

И, наконец, тре-тий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установле-ния и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Регио-нальные органы власти, местные общины играют роль помощников государ-ства, имея ту или иную степень самостоятельности. Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инстру-ментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-адми-нистративных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономичес-кие процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регули-рования экономики. Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и уста-новленных государством правил взимания конкретных налогов.

 

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий  его функционирования является непременным  условием восприятия налоговой культуры как общес-твом в целом, так и каждым его членом. В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало на-логоплательщиками.

 

И поэтому знание  налогового законодательства, налого-вая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного про-движения экономических реформ. Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Цен-трального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каж-дом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законода-тельных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных  налогов. Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи: -         раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения; -         рассмотреть основные виды и функции налогов; -         проанализировать современное состояние экономики России. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Сущность, функции и  виды налогов. Принципы налогообложения 

1.1           . Сущность налогов    

   Исторически возникновение  налогов относится к периоду  разделения общес-тва на социальные группы и появления государства. Налоги представляют со-бой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В усло-виях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся глав-ным методом сбора доходов в государственные бюджеты.

 

Как часть распреде-лительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности  про-изводства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феода-лизме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности  насе-ления. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.      В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государс-твенного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обя-зательный безвозмездный платеж.

 

     В современной литературе  о налогах приводится большое  количество раз-личного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчерки-вается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К на-логам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.      Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.

 

е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государс-тва по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсаци-онные выплаты.

Часто отмечается, что налоги –  денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных  условиях большинство налоговых  выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история  содер-жит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натураль-ной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления госу-дарству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее харак-терна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х го-дов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сбо-ров заменяется разделом произведенной продукции между государством и ин-вестором.

 

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как  правило, налоги взимаются с целью  обеспечения платежеспособности различ-ных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подле-жать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут высту-пать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходи-мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций. В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспреде-ления новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отно-шений.

 

При перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную  часть новой стоимости в денежной форме. Часть националь-ного дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизо-ванным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направлен-ность от налогоплательщика к государству. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, соз-данной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющие-ся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общего-сударственных потребностей.

 

Экономическое содержание налогов  выражается во взаимоотношениях государства  и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Нало-говые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном из-менении. (12, с. 16-19). 1.2           .

 

Функции налогов   Основная функция  налогов – фискальная состоит  в том, чтобы обеспечивать государство  денежными средствами. Посредством  фискальной функции реали-зуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов госу-дарства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с по-мощью налогов средства расходуются государством на содержание админис-тративно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциа-ции условий налогообложения.

 

Государство всегда влияет на поведение  эконо-мических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может ус-танавливать разные условия налогообложения для различных категорий пла-тельщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдель-ных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способс-твовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повы-шать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы.

 

От налогов зави-сит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социаль-ной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообло-жения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирую-щей функции налогов. В России традиционно распространено  утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объ-яснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе.

 

Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые  органы. (12, с. 19-21).   1.3. Виды налогов   Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налогове-дение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей: 1)     по плательщикам; 2)     по объектам обложения; 3)     по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов; 4)     по адресности зачисления налоговых платежей; 5)     по целевой направленности; 6)     периодические и разовые налоги; 7)     регулярные и чрезвычайные налоги. В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы: ü     налоги, уплачиваемые физическими лицами; ü     налоги, уплачиваемые юридическими лицами; ü     налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

 

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, нало-ги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосред-ственно с доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования да-рения; налог на имущество физических лиц, занимающихся предприниматель-ской деятельностью; курортный сбор.           К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относят-ся: налоги на доход. Прибыль и поступления от капитала юридических лиц (об-ществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль ор-ганизаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.

 

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщи-ками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридичес-кие лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; единый социальный налог; налог на опера-ции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; на-лог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выра-женных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на от-дельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.

В зависимости от объекта обложения  налоги подразделяются на следующие  группы: ü     налоги на доходы; ü     налоги на имущество; ü     налоги на реализацию товаров (работ, услуг); ü     налоги на определенные виды расходов; ü     налоги на совершение определенных операций; ü     налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятель-ности. Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного до-хода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода платель-щиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль органи-заций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиден-ды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

 

В других странах такие виды доходов  могут об-лагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных ви-дов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, на-лог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д. Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общеимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общеимущественным налогам относятся налоги, с сово-купной стоимости различных видов имущества.

Информация о работе Налоги и их виды. Принципы налогообложения