Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога. В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.
В частности, в целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.
Введение
Глава 1 Понятие налога на имущество организаций
1.1 Общие положения
1.2 Налогоплательщики налога на имущество организаций
1.3 Освобождение от обязанностей налогоплательщика
Глава 2. Расчет налога на имущество организаций
2.1 Объект налогообложения
2.2 Методика расчета налоговой базы
2.3 Налоговые ставки
Глава 3. Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций
3.1 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
3.2 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
3.3 Льготы по налогу и их виды
3.4 Порядок представления налоговой декларации
Заключение
Список используемой литературы
1.3 Освобождение от обязанностей налогоплательщика
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 ФЗ"Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Освобождены от обязанностей налогоплательщиков организации, которые применяют специальные налоговые режимы, а именно:
1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (п.3 ст.346.1 НК РФ);
2) упрощенную систему налогообложения (п.2 ст.346.11 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-11-04/2/96);
3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД (п.4 ст.346.26 НК РФ). Подтверждает это и судебная практика (например, Постановление ФАС Центрального округа от 10.07.2009 N А09-6928/2008-24).
4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в отношении основных средств, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п.7 ст.346.35 НК РФ).
Глава 2. Расчет налога на имущество организаций
2.1 Объект налогообложения
Объект налогообложения для российских организаций.
Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое было передано другим лицам во временное владение (пользование, распоряжение), в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п.1 ст.374 НК РФ).
На балансе организации могут учитываться не только основные средства, которые принадлежат ей на праве собственности, но и те, которые получены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такие основные средства облагаются налогом на имущество, уплачивать который обязан их балансодержатель. Это подтверждает и Минфин России в Письмах от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33, от 28.03.2007 N 03-03-06/4/28.
Кроме того, с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям. Такие изменения внесены в п.1 ст.374 НК РФ (п.6 ст.5, п.2 ст.7 Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).
Имущество относится к объектам основных средств, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия (п.4 ПБУ 6/01, п.2 Методических указаний):
1) оно предназначено:
- для использования в производстве продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- управленческих нужд организации;
- предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
2) планируемый срок использования имущества - свыше 12 месяцев или более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не планирует впоследствии продать данное имущество.
4) объект способен приносить организации доход в будущем.
Наличие этих признаков в совокупности говорит о том, что имущество может быть отнесено к основным средствам. В перечисленных характеристиках нет такого признака, как стоимость имущества. В то же время объекты стоимостью до 20 000 руб. за единицу можно не включать в состав основных средств, а учитывать в составе материально-производственных запасов (абз.4 п.5 ПБУ 6/01). Однако такие положения должны быть закреплены в учетной политике организации. Тогда указанное имущество не будет являться объектом налогообложения (см. дополнительно Письмо Минфина России от 20.03.2008 N 03-05-05-01/17).
Если же таких правил, учетная политика не содержит, объекты, которые отвечают поименованным выше признакам, независимо от их стоимости относятся к основным средствам и облагаются налогом на имущество. Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:
1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;
2) имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.
Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Не признаются объектами налогообложения:
К объекту налогообложения не относится следующее имущество (п.4 ст.374 НК РФ):
1) земельные участки (см. Письмо ФНС России от 26.10.2004 N 21-3-05/461);
2) иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
3) имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются такие условия (пп.2 п.4 ст.374 НК РФ):
- имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, что отмечено и в Письме Минфина России от 30.08.2007 N 03-05-05-01/37.
Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, имущество облагается налогом.
2.2 Методика расчета налоговой базы
Российские организации определяют налоговую базу (базу для расчета авансовых платежей) самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов. По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п.1 ст.375, п.3, абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).
Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев, то налоговую базу нужно рассчитывать по истечении каждого из них. База за отчетный период - это средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.4 ст.376, п.3 ст.379, п.6 ст.382 НК РФ). Как правило, налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.
Однако из данного правила есть исключения. Так, база рассчитывается отдельно в отношении (п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):
1) имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
2) недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);
3) имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;
4) недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.
Среднегодовая стоимость имущества.
Налоговую базу по итогам года составляет среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества (п.1 ст.375 НК РФ).
Для определения налоговой базы предусмотрена специальная формула (абз.2 п.4 ст.376 НК РФ):
СрГодСт = (ОС1 + ОС2 +. + ОСп + ОСп2) / (М + 1),
где СрГодСт - среднегодовая стоимость основных средств;
ОС1, ОС2. - остаточная стоимость ОС на 1-е число каждого месяца налогового периода;
ОСп, ОСп2 - остаточная стоимость ОС на 1-е и последнее число последнего месяца налогового периода;
М - количество месяцев налогового периода.
Если основные средства не амортизируются, однако налогом на имущество облагаются, то в расчете участвует их стоимость, которая определяется исходя из их первоначальной стоимости и величины начисленного износа (абз.3 п.1 ст.375 НК РФ).
Основа для расчета налоговой базы - это остаточная стоимость основных средств.
Остаточная стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью объекта и начисленной суммой амортизации (пп. "б" п.54 Методических указаний):
ОС = ПС - СА,
где ОС - остаточная стоимость основного средства на определенную дату;
ПС - первоначальная стоимость этого ОС;
СА - сумма начисленных амортизационных отчислений за период с даты начала начисления амортизации по дату определения остаточной стоимости включительно.
Налоговая база для организаций, которые созданы, ликвидированы или реорганизованы в течение года.
При расчете среднегодовой стоимости имущества во внимание принимается количество месяцев в налоговом периоде (абз.2 п.4 ст.376 НК РФ). Когда организация ведет деятельность полный календарный год, налоговый период для нее состоит из 12 месяцев, которые и участвуют в расчете (п.1 ст.55, п.1 ст.379 НК РФ).
Cогласно п.2 ст.55 НК РФ для организации:
- созданной в течение года до 1 декабря, первый налоговый период начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца данного года;
- созданной с 1 по 31 декабря, он начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца календарного года, следующего за годом создания.
Для организации, прекратившей деятельность до конца календарного года в результате ликвидации (реорганизации), последний налоговый период заканчивается в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (абз.1 п.3 ст.55 НК РФ, п.4 ст.57, п.8 ст.63 ГК РФ).
В том случае, когда организация существовала менее календарного года, налоговый период для нее начинается в день ее создания и оканчивается в день ликвидации (реорганизации) (абз.2 п.3 ст.55 НК РФ).
Таким образом, для указанных организаций, по сути, налоговый период может быть как больше, так и меньше 12 месяцев.
Контролирующие органы рекомендуют рассчитывать среднегодовую стоимость исходя из количества месяцев налогового периода с начала и до конца календарного года, а среднюю - исходя из количества месяцев в отчетном периоде (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев). При этом остаточную стоимость основных средств в тех месяцах, когда организация еще не существовала, они признают равной нулю. Таким образом, налоговая база как за налоговый, так и за отчетные периоды для вновь созданных (реорганизованных, ликвидированных) в течение года организаций рассчитывается в общем порядке.
2.3 Налоговые ставки
Величина налоговой ставки по налогу на имущество устанавливается региональными законами на территории соответствующего субъекта РФ. Однако ее размер органичен и не может превышать 2,2% (п.2 ст.372, п.1 ст.380 НК РФ). Что касается минимального размера налоговой ставки, то он Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому ставка может составлять и 0% (Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).
Субъекты РФ вправе на своей территории вводить дифференцированные налоговые ставки (п.2 ст.380 НК РФ).
Специальные пониженные ставки установлены для резидентов Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) Калининградской области. Но они применяются только в отношении имущества, которое создано или приобретено резидентами данной ОЭЗ в рамках реализации инвестиционных проектов (ст.385.1 НК РФ).
Дифференцированные ставки в субъектах РФ.
Вводя на своей территории налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов РФ определяют, в том числе и налоговые ставки (п.2 ст.372, п.1 ст.380 НК РФ).
При этом региональные власти могут установить как единую ставку для всех организаций в целом, так и различные ставки в зависимости от следующих критериев (п.2 ст.380 НК РФ):
1) категорий налогоплательщиков. По мнению Минфина России, такие категории могут быть выделены исходя из общих признаков: вида экономической деятельности организации, отрасли экономики и т.п. (Письмо от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).
2) вида имущества, признаваемого объектом налогообложения. Чиновники разъясняют, что на основе этого критерия специальные ставки могут быть установлены для конкретных имущественных объектов (имущественных комплексов), которые используются по определенному целевому назначению (в отдельных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т.д.) (Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).
Глава 3. Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций
3.1 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ). По его окончании определяется налоговая база за истекший год и исчисляется сумма налога к уплате в бюджет (п.1 ст.55 НК РФ). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. По окончании отчетных периодов налогоплательщики подводят промежуточные итоги, исчисляют и уплачивают авансовые платежи. Помимо этого они представляют налоговый расчет по авансовым платежам (п.1 ст.386 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за весь налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.