Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 04:10, курсовая работа
Среди имущественных налогов налог на имущество организаций занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %). Это исторические обусловлено — большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, а также уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше. Привести пример, построить диаграмму. Экономическая сущность налога — это изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования данного имущества.
1 Экономическое содержание налога на имущество организаций, действующий механизм взимания в Российской Федерации
1.1 Экономическое содержание налога на имущество организаций
Имущественные налоги принадлежат
к числу старых, традиционных сборов,
которые хорошо известны в большинстве
современных государств. Однако за
время своего существования этот
вид налогов претерпел и
Понятие «имущественные налоги»
является, по существу, собирательным.
Под ним скрывается ряд налогов
и сборов по отношению к различным
видам имущества. Наиболее общий, объединяющий
их признак состоит, во-первых, в
том, что все они принадлежат
к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками
являются лица, владеющие имуществом.
В третьих, объектом обложения служит
имущество само по себе, а не как
источник дохода. В остальном можно
говорить об огромном разнообразии и
многовариантности
Некоторые имущественные налоги относятся к обложению только отдельных граждан, другие — юридических лиц. Существуют и такие, субъектами уплаты которых являются как юридические, так и физические лица. Столь же различны и уровни обложения: среди налогов на имущество есть общенациональные (федеральные), которые взимаются на всей территории страны, а также региональные и местные.
При всех оговорках об условностях классификации и ограниченности сравнений представляется все же возможным говорить о нескольких основных группах налогов на имущество. В первую входят регулярные имущественные налоги, главным образом налог на недвижимость и налоги на другие виды имущества (за рубежом их именуют обычно налогами на чистое имущество, в России — налогами на имущество предприятий и физических лиц). Вторую группу образуют разовые налоги, взимаемые в связи с переходом имущества. Главными в этой группе являются налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и налог на прирост стоимости имущества.
Как известно, в России блок законов, регламентирующих налогообложение имущества, был введен в ходе радикальной налоговой реформы конца 80-х — начала 90-х годов. Большинство имущественных налогов были новыми по своему содержанию. Они ориентировались на развитие в стране рыночной экономики и соответствующих имущественных отношений. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок. Это привело к расширению сферы действия имущественных налогов, изменению налогооблагаемой базы и перечня облагаемых видов имущества.
В отличие от
многих зарубежных стран в России
не существует отдельного налога на недвижимость,
который охватывал бы обложение
главных видов недвижимого
До реформы 1992 года обложение имущества предприятий в России имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Многие экономисты небезосновательно проводят параллель между налогом на имущество предприятий и платой за фонды, поскольку объектом обложения выступали запасы и затраты предприятия и размер платы устанавливался в процентах к среднегодовой стоимости. Однако отличие налога на имущество предприятий заключается в том, что характер его взимания реализует налоговые отношения между налогооблагаемой базой и учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т.п.).
Среди имущественных налогов налог на имущество организаций занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %). Это исторические обусловлено — большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц, а также уровень налогообложения физических лиц почти в 10 раз меньше. Привести пример, построить диаграмму!
Экономическая сущность налога — это изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования данного имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) — эффективное производственное использование имущества.
При его взимании реализуются обе функции налога: и фискальная, и экономическая. Первая функция — благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая — через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество — овеществленный доход и скрыть его сложнее.
Статьей 14 Налогового кодекса
Российской Федерации налог на имущество
организаций отнесен к
За годы своего существования законодательство о налоге на имущество юридических лиц подверглось значительным поправкам, состоявшим как в изменении круга плательщиков, так и перечня объектов обложения. Так, за период с 1992 года по 2003 год было издано 15 законов, которые внесли изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты.
Основные положения по взиманию налога на имущество с юридических лиц на территории РФ были определены Законом РФ «О налоге на имущество организаций». Объектом налогообложения признавались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика, а налоговой базой — среднегодовая стоимость имущества. Данные для исчисления налоговой базы определялись на 1-е число каждого квартала, которые и считались отчетными периодами.
Что касается льгот по налогу,
то в Российской Федерации их перечень
приблизительно тот же, что и в
зарубежных странах при обложении
недвижимого имущества
- религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции;
- организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов
- организации — в отношении космических объектов;
- специализированные протезно-ортопедические организации;
- коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
- государственные научные центры;
- организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
- организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны и др.
В целом же развитие российского законодательства о налогообложении имущества юридических лиц отмечается тенденцией к сужению числа предоставляемых льгот (это затронуло, в частности, обложение имущества жилищно-коммунальной сферы).
Следует учитывать и положение части I НК РФ, изменившие налоговый статус филиалов юридических лиц, которые имеют отдельный расчетный счет и самостоятельный баланс. До 1 января 1999 года (момента введения в действие части I Налогового кодекса РФ) они признавались самостоятельными плательщиками, а с этой даты — выполняют обязанности по уплате налога.
Однако Закон о налоге на имущество и изданные на основании этого закона другие нормативные акты с 1 января 2004 года перестали действовать. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов.
Этот закон ввел в Налоговый кодекс новую главу 30 «Налог на имущество организаций», которая вступила в силу с 1 января 2004 года.
В настоящий момент региональные органы законодательной власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 372 НК РФ). Законы субъектов РФ о налоге на имущество организаций могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования в дополнение к установленному Налоговым кодексом РФ федеральному перечню налоговых льгот. Таким образом, основная сложность при практическом использовании норм главы 30 Налогового кодекса РФ заключается в том, что организациям, работающим на территориях разных регионов РФ, необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения имущества юридических лиц.
1.2 Действующий порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Не признаются налогоплательщиками
организации, являющиеся организаторами
Олимпийских игр и
Наиболее массовой группой плательщиков налога на имущество являются российские организации (юридические лица).
Пункт 1 статьи 48 Гражданского
кодекса Российской Федерации признает
юридическим лицом «
В соответствии с Гражданским Кодексом филиалы и другие подразделения (представительства) не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют по доверенности, выданной руководителю. Филиалы и представительства не являются налогоплательщиками. Они лишь исполняют обязанности организаций по уплате налога.
Согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, которые отвечают хотя бы одному из перечисленных признаков:
- осуществляют деятельность в России через постоянные представительства;
- имеют в собственности недвижимое имущество на территории России;
- имеют в собственности недвижимое имущество на континентальном шельфе России и в исключительной экономической зоне России.
При решении вопроса об
уплате налога на имущество иностранными
организациями необходимо также
учитывать положения
Деятельность иностранной
организации признается приводящей
к образованию постоянного
До принятия главы
30 НК РФ налогом облагались основные
средства, нематериальные активы, запасы
и затраты, находящиеся на балансе
плательщика. А с 1 января 2004 года объект
налогообложения претерпел
Согласно статье 374 НК РФ, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные участки и другие объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база — это один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался законно установленным. Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
По налогу на имущество организаций налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, которая учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.