Налог на добычу полезных ископаемых

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В данной работе, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых, особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недра пользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налогов с добычи полезных ископаемых.

Содержание

Ведение………………………………………………….........................................3
Глава №1 Теоретическая часть налогообложения
1.1 Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые"……5
1.2 Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………………..10
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе…….20
1.4 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых………………………………………………………………………23
Глава №2 Практическая часть налогообложения
2.1 Изменение действующего законодательства с 01.01.2011 года………..…30
2.2 Практическая часть…………….……………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Налоговая система.docx

— 57.75 Кб (Скачать)

      В связи с этим продукция, которая  добывается на месторождении конкретного  вида минерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров, во-вторых, как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров.

      Следствием  применения расчетного метода оценки налоговой базы, помимо бюджетных  потерь, является чрезмерная налоговая  нагрузка на компании, которые несут  более высокие затраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасов полезных ископаемых. Кроме того, содержание перечня и порядок признания  расходов, принимаемых в качестве налоговой базы, вызывает неоднозначные  толкования.

      С целью оптимизации налоговых  обязательств, а именно для снижения выручки от реализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой  базы происходило разделение производственных комплексов по добыче и переработке  полезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется  тенденция утверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) на полезные ископаемые.

      В результате стоимость добытых твердых  полезных ископаемых в целях НДПИ в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась на 16%, или на 42 млрд. руб. Несмотря на то что в последующие годы происходило увеличение стоимости по ряду твердых полезных ископаемых, рост поступлений был не таким существенным и в целом не соответствовал динамике добычи твердых полезных ископаемых.

      Проблемы  определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с  оценкой стоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время  отмечаются экспертами в качестве оснований  для корректировки механизма  налогообложения добычи твердых  полезных ископаемых.

      На  определение полезного ископаемого  существуют различные, иногда совершенно противоположные точки зрения, в  том числе с позиции государства  и с позиции налогоплательщика. Пленум ВАС РФ в Постановлении  от 18.12.2007 N 64 по сути рекомендовал признавать полезным ископаемым извлеченное из недр необработанное минеральное сырье. Вместе с тем такой подход лишает налог на добычу полезных ископаемых экономического смысла.

      Кроме отмеченных проблем вопросы вызывает также толкование понятий "многокомпонентная  комплексная руда", "полезные компоненты многокомпонентной комплексной  руды".

      Неоднозначным является подход к налогообложению  попутных компонентов, полезных ископаемых, добываемых из техногенных месторождений. Ряд вопросов связан с толкованием  методов определения количества добытого полезного ископаемого, определенные проблемы вызывает продолжительность  налогового периода, в частности  при применении нулевой налоговой  ставки к нормативным потерям  полезного ископаемого.

      Рассмотрим  развитие налога в среднесрочной  перспективе.

      Изложенные  проблемы практики применения положений  гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ по твердым полезным ископаемым могут быть решены либо в рамках точечных поправок в НК РФ, либо путем  изменения концепции налогообложения с учетом действительного рентного потенциала твердых полезных ископаемых.

      Развитие  налогообложения добычи твердых  полезных ископаемых неоднократно определялось основными направлениями налоговой  политики Российской Федерации на среднесрочную  перспективу. В частности, предусматривалась  возможность введения с 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезным ископаемым, не относящимся к углеводородному сырью.

      До  настоящего времени решений по данному  вопросу не принято, с одной стороны, вероятно, ввиду приоритетов законодателя в пользу углеводородного сырья, с другой стороны - по причине закрепления в упомянутом акте ФАС РФ позиции об определении объекта налогообложения, которая в той или иной степени устраивает налогоплательщиков.

      Тем не менее, практика применения дифференцированного налогообложения добычи нефти, основанного на специфических ставках, а также перспективы введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья позволяют отметить потенциальную готовность реформирования налогообложения твердых полезных ископаемых.

      Введение  механизма налогообложения добычи с использованием специфических  ставок позволит обеспечить соответствие налога требованиям современного уровня экономического развития, упростить  налоговое администрирование и  упростить порядок исполнения обязанности  по исчислению налога.

      На  необходимость совершенствования  налогообложения полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному  сырью, в первую очередь угля, обратил  внимание Президент Российской Федерации  в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О  бюджетной политике в 2009 - 2011 годах". При этом предлагается переход на специфические налоговые ставки и указывается на необходимость  снижения налоговых ставок для метанообильных участков недр и углей, склонных к самовозгоранию.

      В качестве первого критерия дифференцированного  налогообложения может использоваться классификация по видам угля, которая  обусловлена существованием различных  рынков угля и существенным отличием цен на антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый, уголь энергетический.

      На  величину рентного дохода оказывает  влияние значительное количество факторов горно-геологического, технологического и экономико-географического характера, среди которых выделяются общие  для всех видов полезных ископаемых факторы и специфические факторы  для отдельных полезных ископаемых.

      Для расчета величины налоговых ставок целесообразно использовать данные о текущей налоговой нагрузке. При этом определение значений специфических  налоговых ставок должно основываться на информации о ценах на продукцию  угольной отрасли в зависимости  от категории угля - рядовой или  обогащенный уголь. Ценовое различие в продукции угледобывающего  производства может быть использовано непосредственно при установлении различных налоговых ставок для  угля рядового и обогащенного либо при установлении налоговых ставок на обогащенный уголь и последующем  применении понижающего коэффициента в случае, если проектом разработки месторождения предусмотрено получение  рядового угля.

      На  сегодняшний день экспорт угля составляет не более 30% добытых объемов, соответственно, отсутствуют экономические основания  корректировать налоговую ставку на уровень динамики мировых цен  на уголь, как это осуществляется при определении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. В то же время допустима  корректировка налоговых ставок на коэффициент-дефлятор, характеризующий  внутреннюю динамику цен на уголь.

      Уголь характеризуется специфическими признаками, обусловленными степенью безопасности ведения работ по добыче данного  вида полезного ископаемого, а именно метанообильностью участков недр и  склонностью пластов к самовозгоранию. Безопасность работ в условиях влияния  данных факторов требует существенных дополнительных затрат, соответственно, при увеличении степени влияния  конкретного фактора величина налоговых  изъятий должна быть ниже.

      В связи с этим возможно введение одного коэффициента, характеризующего степень  опасности при проведении работ  на метанообильных участках недр и  на участках недр, содержащих угли, склонные к самовозгоранию. Данный коэффициент  должен устанавливаться для каждого  налогоплательщика или группы налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом уровня влияния того или иного фактора  на величину затрат по добыче угля.

      В 2007 - 2009 гг. было подготовлено несколько  законопроектов, которые предусматривают  введение специфических налоговых  ставок по углю и дифференциацию налогообложения  добытого угля: два законопроекта  подготовлены депутатами Государственной  Думы РФ, один законопроект - Министерством  финансов Российской Федерации. Указанные  законопроекты предусматривают  введение специфических налоговых  ставок на добываемый уголь и предусматривают  использование критериев метанообильности и склонности углей к самовозгоранию в качестве основания для уменьшения налоговых изъятий.

      В то же время законопроекты, подготовленные депутатами, предполагают достаточно сложный механизм идентификации  видов угля, введение дополнительных коэффициентов к налоговой ставке по географическому признаку, создавая неравные условия пользования недрами  для лиц, осуществляющих добычу угля, и для лиц, добывающих рудные полезные ископаемые, горно-химическое сырье  и иные виды минерального сырья в  этих же географических условиях. Механизм определения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и склонности угля к самовозгоранию, предлагаемый означенными законопроектами, допускает возможность субъективного подхода к определению значений коэффициентов.

      В отличие от указанных законопроектов, правительственный законопроект предусматривает  индексацию налоговых ставок на ежегодный  коэффициент-дефлятор, который характеризует  динамику цен на уголь, более четко  раскрывает механизм налогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядка утверждения  показателя безопасности труда.

      Тем не менее на практике механизм налогового вычета приведет к существенному  усложнению налогового администрирования  по следующим основаниям: во-первых, сохранение права на полный вычет  расходов в течение трех лет вызовет  необходимость раздельного учета  затрат по налоговым периодам; во-вторых, определение конкретного состава  затрат подзаконным актом может  привести к неоднозначному толкованию конкретных видов расходов и последующим  судебным спорам.

      Из  иных видов твердых полезных ископаемых реформирование налогообложения добычи должно быть осуществлено, в первую очередь, в отношении металлов, имеющих  экспортно-ориентированный характер. В частности, в отношении твердых  полезных ископаемых может быть рассмотрена  возможность введения налога на дополнительные доходы по аналогии с предлагаемым к введению НДД в нефтяной отрасли. 
 
 
 
 
 

Глава №2 Практические вопросы  налогообложения

2.1 Президент внес изменения в Налоговый кодекс, касающиеся добычи полезных ископаемых

      Президент подписал Федеральный закон "О  внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса  Российской Федерации". Федеральный  закон принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года и одобрен Советом  Федерации 24 декабря 2010 года. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

      Федеральным законом устанавливаются специфические ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении угля с возможностью применения к указанным ставкам коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение цен на уголь и определяемого в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

      Кроме того, налогоплательщикам предоставляется  право на налоговый вычет в  виде уменьшения суммы налога на добычу полезных ископаемых на величину расходов, понесенных в целях обеспечения  безопасных условий и охраны труда  при добыче угля на участках недр с  высоким уровнем метана обильности и склонности угольных пластов к самовозгоранию.

      При этом налогоплательщики могут по своему выбору использовать указанный  налоговый вычет либо учесть соответствующие  расходы при исчислении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций.

      Размер  налогового вычета зависит от коэффициента безопасности труда (Кт), значение которого определяется в порядке, устанавливаемом  Правительством Российской Федерации, и не может превышать 0,3.

      Кроме того, Федеральным законом определяется порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при  добыче угля, а также предусматривается, что принятые налогоплательщиком к  вычету при исчислении налоговой  базы по налогу на добычу полезных ископаемых расходы включаются в перечень расходов, не учитываемых при исчислении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций.  

      2.2 Практическая часть

      Задача  №1

      Организация добыла обезвоженный, обессоленный и  стабилизированный нефть в объеме 820 000 тон. Рассчитайте сумме налога, который должна заплатить организация. Разведку и поиск месторождения производила организация.       N=419руб./тонна  

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых