Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа
В данной работе, посвященной налогу на добычу полезных ископаемых, особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недра пользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налогов с добычи полезных ископаемых.
Ведение………………………………………………….........................................3
Глава №1 Теоретическая часть налогообложения
1.1 Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые"……5
1.2 Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых………………..10
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе…….20
1.4 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых………………………………………………………………………23
Глава №2 Практическая часть налогообложения
2.1 Изменение действующего законодательства с 01.01.2011 года………..…30
2.2 Практическая часть…………….……………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….33Список использованной литературы…………………………………………...35
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в
налогообложение добыча полезных ископаемых
Таблица 1 Налоговые ставки по видам полезных ископаемых
Налоговая ставка | Вид полезного ископаемого | ||
1 | 2 | ||
0%
0 руб. |
При добыче
полезных ископаемых в части нормативных
потерь полезных ископаемых;
- попутного газа; - подземных
вод, содержащих полезные - полезных
ископаемых при разработке - полезных
ископаемых, остающихся во вскрышных,
вмещающих породах или в - минеральных
вод, используемых - подземных
вод, используемых - сверхвязкой нефти. Добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200мПа х с (в пластовых условиях). | ||
3,8% | При добыче калийных солей | ||
4,0% | При добыче:
- торфа; - угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев; - апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд | ||
4,8% | При добыче кондиционных руд черных металлов. | ||
5,5% | При добыче:
- сырья радиоактивных металлов; - горно-химического
неметаллического сырья (за - неметаллического
сырья, используемого в - соли
природной и чистого - подземных промышленных и термальных вод; - нефелинов, бокситов. | ||
6,0% | При добыче:
- горнорудного неметаллического сырья; - битуминозных пород; - концентратов
и других полупродуктов, - иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки. | ||
6,5% | При добыче:
- концентратов
и других полупродуктов, - драгоценных
металлов, являющихся полезными
компонентами - кондиционного
продукта пьезооптического | ||
7,5% | При добыче минеральных вод | ||
8,0% | При добыче:
- кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); - редких
металлов, как образующих собственные
месторождения, так и - многокомпонентных
комплексных руд, а также - природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней. | ||
17,5% | При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. | ||
419 рублей за 1 тонну | При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной | ||
147 рублей за 1000 кубических метров | При добыче
газа горючего природного из
всех видов месторождений |
Сумма
налога по добытым полезным ископаемым
исчисляется как
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность
представления налоговой
Определенные особенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налогоплательщиками
в данном случае являются инвесторы
по соглашениям о разделе
Налоговая
база определяется в общеустановленном
порядке, т. е. как стоимость добытых
полезных ископаемых, но с учетом особенностей,
которые установлены в
При
выполнении соглашения применяются
установленные налоговые
1.3 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
Налог
на добычу полезных ископаемых был
включен в российскую налоговую
систему в 2001г и вступил в
действие с 1 января 2002г. Впервые за
годы существования налоговой
Кроме того, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей налогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики. Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработки вертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабах использовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, что приводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счет уменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размер которых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычу полезных ископаемых было направлено также на решение задач экономического принуждения природа пользователей к бережному и экономному использованию природных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основным источником для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядка налогообложения недра пользования позволяет обеспечить снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительно сказываться на создании благоприятного инвестиционного климата.
До
принятия специальной главы второй
части НК РФ вопросы платности
пользования природными ресурсами
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшее
положение налогообложения
Кроме того, законодательство о недра пользовании допускает внесение налогов в бюджет не только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезными ископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ.
С принятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное и регулирующее значение налогообложения природопользования возросло.
Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаются основным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации. Сумма налога по всем добытым полезным ископаемым. За исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемым, распределяются следующим образом:
- 40% - в доходы федерального бюджета;
- 60% - в доходы бюджетов субъектов Федерации.
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) распределяется следующим образом:
- 95% суммы налога – в доход федерального бюджета;
- 5% суммы налога – в доходы субъекта Федерации.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доходную часть бюджета субъекта Федерации.
Если же добытое любых полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами российской территории, на территориях, находящихся под российской юрисдикцией или же арендуемых у иностранных государств, то вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
1.4 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых
В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. - на 46,9%. В то же время основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов. Однако в регионах приоритетной добычи твердых полезных ископаемых в указанном периоде доля поступлений платежей при добыче в общей величине налогов сократилась. Сокращение налоговых поступлений по твердым полезным ископаемым произошло под влиянием таких факторов, как уменьшение налоговых ставок по твердым полезным ископаемым в среднем на 30 - 40%, изменение объекта налогообложения по отдельным видам минерального сырья, распространение затратного метода оценки налоговой базы.
Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых.
НК
РФ определяет добытое полезное ископаемое
как продукцию горнодобывающей
промышленности и разработки карьеров,
которая заключена в