Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:39, реферат

Описание работы

При схожести общих принципов налогообложения и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе - Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода

Работа содержит 1 файл

Налогообложение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      Льготные налоговые ставки практикуются и в отношении других видов бизнеса. В частности, банки, получающие доход от международных операций, выплачивают налог по ставке 10% чистой прибыли. По такой же ставке взимается налог с прибыли региональных штаб-квартир ТНК.

      Фонды и ассоциации, которым правительство присвоило статус государственных благотворительных организаций, освобождены от уплаты налога. Филиалы иностранных компаний платят корпоративный налог по установленным ставкам с прибыли, извлеченной из источников в Таиланде, но если они переводят прибыль в зарубежный головной офис, то дополнительно выплачивают налог в размере 10% переводимой суммы. Доходы нефтяных и газовых компаний, имеющих концессии на разработку нефти и газа, подлежат особому налоговому режиму – с них взимается налог по ставке не менее 50%, но не более 60% чистой прибыли.

Налоги  у источника

      Особую  сферу налогообложения составляют налоги у источника, которые взимаются с широкого круга доходов. Это – вознаграждения за работу по найму (например, директоров компаний и профессионалов), плата за различного рода услуги, роялти, так называемые пассивные, или инвестиционные, доходы (дивиденды, проценты, рента). Обычно эти доходы не включаются в налогооблагаемый доход физических лиц и облагаются отдельно по пропорциональной, фиксированной ставке. Налог взимается во время выплаты дохода (у источника) либо резидентам, либо нерезидентам при переводе дохода за рубеж.

      В Сингапуре дивиденды не облагаются налогом ни при выплате резидентам и нерезидентам внутри страны, ни при переводе их за границу. Физические и юридические лица-резиденты не платят налог ни с процентов, ни с роялти. Ставки налога для нерезидентов на другие виды доходов дифференцированы в зависимости от вида дохода.

      Как в Сингапуре, так и в Таиланде ставки налогов у источника значительно ниже, чем в западноевропейских странах и Японии.

      Взимание  налога у источника выполняет  не только важную фискальную функцию, но и служит контролирующим инструментом, пресекающим уклонение иностранных инвесторов и частных лиц от налога, и обеспечивает валютный контроль за переводимыми за рубеж доходами.

      Ставки  налога у источника регулируются не только национальными налоговыми законами, но и так называемыми налоговыми соглашениями (tax agreement), т.е. международными договорами, устраняющими двойное налогообложение. В настоящее время Сингапур и Таиланд, следуя мировой практике, заключили такие соглашения с широким кругом стран.

      Международные соглашения в сфере налогообложения  очень важны, т.к. юридически закрепляют за странами, являющимися источником дохода, их права на взимание части извлекаемого на их территории дохода. 

Поимущественные налоги

      В Сингапуре поимущественным налогом  облагаются все жилые дома, земля, строения и сооружения. Ставка налога равняется 10% годовой стоимости собственности. Собственники жилых домов, проживающие в них, уплачивают налог по льготной ставке – 4% годовой стоимости. Для собственников, использующих собственность в коммерческих целях, предусматривается фиксированный возврат части налога в сумме до 2 тыс. синг. долл.29

      В Таиланде взимаются два вида налогов  на имущество, а именно: 1) налог на дома и землю, собираемый на двух уровнях – на государственном и на местном – и 2) местный налог на развитие. Налогом на дома и землю облагаются собственники жилых домов, строений, сооружений или земельных участков, которые сдаются в аренду либо используются в коммерческих целях. Ставка налога – 12,5% годовой реальной или расчетной стоимости собственности.

      Местный налог на развитие уплачивает любое  лицо, которое либо является собственником земли, либо владеет землей. Как правило, ставки налога очень низкие и варьируются в зависимости от оценочной стоимости земли, которая определяется местными органами власти. Земля, занятая под частные жилища, не облагается налогом. Предоставляются скидки для земли, собственник которой использует ее для строительства жилых домов, разведения домашнего скота или для выращивания сельскохозяйственных культур. Размер скидки определяется месторасположением земли30. 

Косвенное налогообложение

      В обоих государствах к косвенным  налогам относятся налоги на потребление, в первую очередь на добавленную стоимость (НДС), акцизы (налоги на отдельные виды товаров и услуг) и таможенные пошлины. В Таиланде этот набор пополняется еще одним – налогом на специфические виды предпринимательства (specific business tax).

      Следуя  усиливающейся ныне в ряде индустриальных государств (Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Япония) тенденции расширения косвенного налогообложения, оба рассматриваемых государства, и особенно Сингапур, придает первостепенное значение потребительским налогам, поскольку их сбор более эффективен и менее затратен, чем сбор прямых налогов, а главное – эти налоги имеют более широкую базу налогообложения. Так, НДС взимается на каждой стадии продвижения товаров и услуг к потребителю, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей товаров и услуг конечному потребителю.

      В Сингапуре потребительский налог  на товары и услуги (Goods and Services Tax), представляющий собой НДС, был впервые введен с 1 апреля 1994 г. под влиянием широкого внедрения этого налога в странах Европы в предшествующие два десятилетия. НДС взимается при продаже зарегистрированными продавцами товаров и услуг и при ввозе товаров из-за рубежа. От его уплаты освобождены финансовые услуги, страхование, продажа или аренда жилых помещений. Поставки товаров на экспорт и международные услуги также фактически не облагаются этим налогом, поскольку для них установлена нулевая ставка налога.

      В Таиланде НДС был введен с 1 января 1992 г. в рамках общей программы реструктуризации налоговой системы и придания ей более эффективного и более конкурентоспособного характера. Его введению способствовали рекомендации миссии МВФ и Мирового банка, работавшей в стране в конце 80-х годов и предложившей правительству Таиланда взять курс на повышение роли косвенных налогов.

      НДС взимается на каждом этапе, включая  импорт, с производителей, оптовых и розничных торговцев, импортеров и предпринимателей, оказывающих различного рода услуги. От уплаты НДС освобождается широкий круг товаров и услуг, в том числе основные бакалейно-гастрономические товары, продажа или импорт сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства, товары, используемые для производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции (удобрения, корма), продажа или импорт печатных материалов и книг, товары, освобожденные от импортных пошлин на основе постановления Управления промышленных зон Таиланда, внутренние виды транспорта (кроме воздушного), международный транспорт (за исключением воздушного), услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и религии, аренда недвижимой собственности, продажа недвижимости, аудит и юридические услуги.

      Ставка  НДС – 7% добавленной стоимости. Однако ряд товаров и услуг фактически не уплачивают его, так как к ним применяется нулевая ставка. К ним относятся экспортные операции, услуги, предоставляемые в Таиланде иностранцам, продажа товаров и услуг гражданским службам и государственным предприятиям, если они осуществляются в рамках полученных иностранных кредитов или иностранной помощи, продажа товаров и услуг между складами и операторами в экспортных зонах, продажи товаров и услуг ООН и его специализированным организациям, иностранным посольствам и консульствам.

      Не  подлежат уплате этого налога доходы Центрального банка Таиланда, Государственного сберегательного банка, Государственного жилищного банка, Экспортно-импортного банка, Банка для сельского хозяйства и сельскохозяйственных кооперативов, Промышленно-финансовой корпорации Таиланда, Пенсионного фонда, а также доходы от государственных брокерских операций и от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на Фондовой бирже Таиланда.

      В Сингапуре фактически нет экспортных пошлин на товары и услуги, так как  они взимаются по нулевой ставке. Импортные пошлины оплачиваются с четырех видов товаров:

  1. спиртные напитки, включая спирт, вино, пиво и крепкий портер
  2. табак и табачные изделия
  3. бензин
  4. автомашины, мотоциклы и мотоскутеры.

      В Таиланде экспортные пошлины взимаются  на такие товары, как сырые кожи, древесина и пиломатериалы. Пошлины на сырые кожи – специфические и составляют 5 бат за один кг товара. Пошлина на древесину и пиломатериалы адвалорная – 40% стоимости товара. В целях стимулирования экспорта экспортерам предоставляются ряд налоговых льгот и созданы специальные  экспортно-производственные зоны. Импортными пошлинами облагаются любые товары перед их эвакуацией из таможенных складов, за исключением товаров, получивших по закону привилегированный статус и освобожденных от уплаты налога или подлежащих уплате по сниженной ставке. Для импортных товаров установлены шесть тарифных ставок, в том числе:

0% Для товаров, определенных правительством как беспошлинные
1% Для сырьевых материалов
5% Для капитальных товаров и полуфабрикатов
10% Для промежуточных  изделий
20% Для готовых  изделий
30% Для товаров, ввоз которых запрещен правительством

        Каждый импортер должен заплатить перед эвакуацией товара с таможенного склада три вида налогов: импортную пошлину, рассчитанную на адвалорной основе, акциз и НДС. Как и Сингапур, Таиланд входит в зону свободной торговли и проводит политику понижения тарифных ставок или полного устранения ввозных пошлин.

***

    Вышеизложенный  материал показывает общие для обеих  стран тенденции в развитии налоговых систем, а именно их эволюцию в направлении большей либеральности налоговых режимов, снижения фискальной значимости одних налогов (особенно таможенных пошлин) и придания большей роли другим (в первую очередь НДС) и усиления регулирующих функций подоходному налогообложению. Такое направление определяется как внешними факторами – развернувшейся глобализацией мирового хозяйства, которая обостряет налоговую конкуренцию государств, стремящихся привлекать иностранные инвестиции и талантливых людей и создавать для них льготный налоговый режим, так и политикой правительств Сингапура и Таиланда, расценивающих налоги как один из эффективных инструментов реализации основных целей их экономической стратегии.

 

Информация о работе Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии