Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:39, реферат
При схожести общих принципов налогообложения и структуры налоговых систем этих двух быстроразвивающихся государств региона, из которых одно – Сингапур – относится к первому поколению «азиатских тигров», а второе - Таиланд – к их второму поколению, каждая из налоговых систем имеет свою специфику, обусловленную политическими и социально-экономическими факторами. В прошлом налоговая система Сингапура формировалась под воздействием налогового законодательства и налоговой практики Великобритании, чьей колонией страна была в течение длительного периода
МОДЕЛИ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ
АЗИИ
(на
примере Сингапура
и Таиланда)
При
схожести общих принципов
Законодательной
основой налогообложения в Сингапуре
являются Закон о подоходном налоге, Закон
о стимулах для расширения экономической
деятельности (освобождение от подоходного
налога), Закон о налоге на собственность,
Закон о налоге на товары и услуги, Закон
о налоге на наследство, Закон о гербовых
сборах, Закон о частных лотереях, Закон
о налогах на азартные игры и тотализаторы.
В Таиланде главным законом, определяющим
налоговый режим, является Налоговый кодекс.
Его дополняют Закон о налоге на доход
от операций с нефтью, Закон о таможенных
пошлинах, Закон об акцизах, Закон о местном
налоге на развитие и Закон о налоге на
дома и землю.
Прямое налогообложение
В Сингапуре к прямым налогам относятся налог на доход физических лиц, или индивидуальный подоходный налог (individual income tax), налог на доход юридических лиц, т.е. на прибыли (доход) компаний, или корпоративный налог (его называют в нашей экономической литературе также и корпорационным налогом) (corporate income tax), налоги у источника (withholding taxes), поимущественный налог (property tax). В Таиланде к прямым налогам, помимо указанных, относится также налог на доходы от операций с нефтью (petroleum income tax).
Подоходное налогообложение физических лиц
(индивидуальный подоходный налог)
С точки зрения подоходного налогообложения большое значение имеет статус физического или юридического лица.
В Сингапуре подоходное налогообложение физических лиц основывается на территориальном принципе. Физическое лицо определяют в качестве налогоплательщика исходя из принципа резидентства, и все налогоплательщики разделены на три категории: налоговый резидент, налоговый нерезидент и необычный налоговый резидент (not ordinarily resident – NOR).
Физическое лицо считается резидентом, если постоянно проживает в Сингапуре и лишь временно выезжает из страны либо оно физически пребывает и работает в Сингапуре (за исключением директоров компаний) не менее 183 дней в календарном году, предшествующему году налогообложения1. Если физическое лицо живет и работает в Сингапуре в течение трех последовательных лет, оно также считается налоговым резидентом в течение этих трех лет, если даже количество дней, проведенных в стране в первый и третий годы, меньше 183 дней. В настоящее время налоговый резидент уплачивает налог только с дохода, извлеченного из источников в Сингапуре. Он имеет право на персональные скидки, вычитаемые из валового дохода.
Физическое
лицо считается налоговым
Сумма подоходного налога определяется пропорционально числу дней его пребывания в Сингапуре в календарном году и только с той части дохода, которую он заработал в Сингапуре. Необычный резидент пользуется льготным налоговым режимом в течение пяти лет и не платит налог на доход, полученный до прибытия в Сингапур3. По мнению официальных лиц, введение нового налогового статуса должно способствовать притоку в страну высококвалифицированных профессионалов и талантливых людей.
Налогооблагаемая сумма доходов физических лиц-резидентов исчисляется путем уменьшения валового дохода за счет вычетов и персональных скидок. Налоговым законодательством разрешены производственные и непроизводственные вычеты. Производственные вычеты имеют право производить лица, занимающиеся предпринимательством и профессиональной деятельностью. Из валового дохода они вычитают все связанные с получением дохода расходы, включая затраты на износ капитальных активов (за исключением земли и непромышленных сооружений).
Налоговые ставки подоходного налога с физических лиц социально направленные и очень подвижные. Начиная со второй половины 80-х гг. XX в. они постоянно изменялись по двум направлениям – сокращение числа ступеней и понижение номинальных ставок. При такой динамике выигрыш получили и лица с низкими доходами, и лица с очень высокими доходами. Первые – потому, что при большом числе ступеней больше улавливаются низкие доходы.
Налоговые нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных в Сингапуре, по фиксированной ставке 15% валового дохода или по прогрессивной шкале ставок, применяемой для резидентов,- в зависимости от того, какой налог выше. На таких же условиях взимается налог с доходов лиц, проживающих в Сингапуре более 60 дней, но менее 183 дней в календарном году и получающих доход из источников в Сингапуре. Лица, проживающие в Сингапуре не более 60 дней, освобождаются от уплаты подоходного налога. Директора компаний и профессионалы, оказывающие консультационные услуги, выплачивают налог по фиксированной ставке 20%.
В целом налогообложение доходов физических лиц в Сингапуре более прогрессивное и более социально направленное, чем во многих других странах мира. Это проявляется, в частности, в том, что общая налоговая нагрузка у лиц с очень высокими доходами почти в 15 раз больше, чем у лиц с низкими доходами, тогда как в большинстве европейских стран и в США эта разница не превышает двух раз10.
В Таиланде Налоговый кодекс разделяет плательщиков индивидуального подоходного налога (personal income tax) на пять категорий:
Налоговый кодекс в понятие «доход» включает зарплату, премии (бонусы), денежные пособия, пенсии, денежный эквивалент предоставляемых натуральных льгот, уплату работодателем подоходного налога за работника и любые другие денежные выплаты11. База налогообложения определяется путем уменьшения валового дохода за счет различного рода вычетов и налоговых скидок.
Либерализация
подоходного налогообложения
Так
же, как и в Сингапуре, проведенные
налоговые мероприятия
Налогообложение доходов (прибылей) юридических лиц
(корпоративный подоходный налог)
Как в отношении налогообложения доходов физических лиц, при обложении налогом прибылей юридических лиц учитывается резидентство.
В Сингапуре оно определяется местом, где компания зарегистрирована как юридическое лицо и где организовано управление ею и осуществляется контроль за ее деятельностью. Обычно это – место, где собирается совет директоров, контролирующий де-факто работу компании. Местные компании и дочерние предприятия иностранных компаний, зарегистрированные по сингапурским законам, считаются резидентами, а филиалы иностранных компаний – нерезидентами.
Налогооблагаемый доход – это валовая прибыль минус производственные и непроизводственные вычеты. По налоговому законодательству компании разрешается вычитать:
В Сингапуре нет специального налога на прибыль от прироста капитала при его реализации. Такая прибыль облагается обычным корпоративным налогом.
Налоговая система Сингапура нацелена на поддержание высоких темпов экономического развития, и одним из инструментов стимулирования производственной деятельности частного капитала служат налоги, и в частности, корпоративный налог, который имеет не столько фискальное, сколько регулирующее значение как стимулятор расширения предпринимательской деятельности. В последние два десятилетия правительство регулярно понижает ставки корпоративного налога, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в стране и сохранить международную конкурентоспособность налоговой системы при привлечении иностранных инвестиций. Ставка корпоративного налога в Сингапуре единая для всех компаний – и резидентских, и нерезидентских. Она фиксированная и поддерживается на уровне, гораздо более низком, чем во многих странах.
Либеральный характер налоговой системы Сингапура более всего проявляется в системе налоговых льгот, которые получает корпоративный сектор.
В Таиланде обложению корпоративным налогом подлежат частные и публичные компании с ограниченной ответственностью, созданные на основе тайских и иностранных законов, товарищества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные простые товарищества, а также совместные венчурные компании, ассоциации и фонды.
С какого дохода взимается налог, зависит от того, является ли компания резидентской или нерезидентской. Компания, зарегистрированная как юридическое лицо на основе тайского законодательства, является резидентской и уплачивает налог с чистой прибыли, полученной как внутри страны, так и за рубежом. Иностранная компания, зарегистрированная на основе законов другой страны, считается резидентской, если имеет в Таиланде главный офис, филиал или другую форму бизнеса или имеет служащих по найму, агентов либо представителей. Место управления компанией и контроля над ее деятельностью, в отличие от Сингапура, значения не имеет. Такие компании уплачивают корпоративный налог только с чистой прибыли, извлеченной из источников в Таиланде либо полученной в связи с бизнесом в Таиланде. Однако для иностранных компаний, занимающихся международными перевозками, базой налогообложения считается не чистый, а валовый доход. Иностранные компании, вывозящие свои прибыли из Таиланда, также уплачивают налог с валовой суммы перевода. Иностранные компании, не ведущие бизнес в Таиланде, но извлекающие определенные виды дохода (вознаграждение за услуги, в том числе профессиональные, проценты, дивиденды, рента) из источников в Таиланде, уплачивают налог с валовой суммы; он взимается в форме налога у источника путем вычета по установленной законом ставке.
Налог взимается с чистого дохода, который равен валовому доходу за вычетом всех расходов, разрешенных Налоговым кодексом. В том числе:
Информация о работе Модели налогообложения в странах Юго-Восточной Азии