Международное двойное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Как известно, целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли (дохода), направляемые в последствии, в конечном итоге, на удовлетворение личных нужд и потребностей.
Такой вывод о цели предпринимательской деятельности мы делаем, прежде всего, из нашего законодательства, а именно из Гражданского кодекса Российской Федерации «Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Цели международного сотрудничества в области налогообложения………………….5
1.1. Виды международных договоров……………………………………………………….8
1.2. Понятие международного договора…………………………………………………….9
2. Международное двойное налогообложение и основные методы его устранения……11
2.1. Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации…………………15
2.2. Принципы налогообложения доходов иностранных организаций………………….17
2.3. Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве…………………….18
2.4. Действующие двусторонние соглашения……………………………………………..20
3. Оффшорные механизмы………………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………...27
Расчетная часть……………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

готовая.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     Примерно  аналогичные правила налогового кредита существуют в Германии, Дании, Финляндии, Швейцарии, Греции и Испании. Норвегия разрешает вычет иностранных  налогов лишь в качестве операционных расходов – однако во всех многочисленных налоговых соглашениях с другими странами также предусмотрено применение метода налогового кредита.

     Австрия и Италия предоставляют налоговый  кредит на основе фактической взаимности, т.е. при условии, что соответствующая страна предоставляет налоговый кредит для налогов, взимаемых в Австрии и Италии.

     Ряд стран (Франция, Швейцария, Аргентина, Венесуэла и др.) в своей практике больше ориентируются на метод освобождения иностранных доходов от налогообложения. Как правило, такое освобождение распространяется лишь на некоторые строго определенные доходы: прибыли зарубежных «деловых учреждений», доходы от недвижимой собственности, расположенной за рубежом, дивиденды на инвестированные в других странах капиталы.

     При применении метода освобождения страна-экспортер капитала уступает право налогообложения иностранного дохода стране-источнику такого дохода. В этом случае в стране-источнике дохода обеспечивается равенство между местными и зарубежными инвесторами, в то время как для инвесторов страны-экспортера капитала сохраняется различие налоговых режимов для внутренних и зарубежных инвестиций.

Устранение двойного налогообложения в Российской Федерации

     Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

     Статьей 15 Конституции Российской Федерации  установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Аналогичные правила установлены  статьей 7 НК РФ.

     В связи с этим, при налогообложении  иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных  договоров в области налогообложения.

     Международный договор, о котором идет речь в  статье 7 НК РФ, в международном праве  может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

     Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями  НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

     Положения международного договора определяют правила  разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

     Кроме того, суммы налога, выплаченные  в государстве – источнике  дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого  государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

     Отдельные положения Соглашений различаются  между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются  исходя из характера отношений между  Россией и конкретной страной.  Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития  по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы налогообложения доходов иностранных организаций

     В целях применения соглашений об избежании  двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией, доходы подразделяются:

     1)    на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

     2)    на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

     Прибылью  от коммерческой деятельности в контексте  соглашений об избежании двойного налогообложения  признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

     Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального  налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

     К особым видам доходов, для которых  предусматриваются специальные  режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

  • доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;
  • доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);
  • доходы от работы по найму;
  • доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;
  • доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;
  • другие доходы.

     Различия  подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

 

 

 
 
 

Прибыль от коммерческой деятельности в другом государстве

     Статья  соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все  виды доходов за исключением тех  видов, порядок налогообложения  которых определяется в специальных  статьях.

     В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

     В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие  соглашение, в качестве объекта налогообложения  рассматривают прибыль, то есть разницу  между полученными доходами и  расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

     При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном  договаривающемся государстве лицом  с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.

     Как правило, в соглашениях дается общая  характеристика порядка расчета  прибыли постоянного представительства  и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого  дохода для определения объекта  налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

     Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним  и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины  для его изменения.

     Если  прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Действующие двусторонние соглашения

     Российская  Федерация заключила со многими  государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

     В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать  соглашения, заключенные правительством СССР.

    Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения  доходов и имущества существенно  различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных  соглашениях нередко используются особые понятия и термины1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оффшорные механизмы в международном налогообложении

      Государственная политика некоторых стран предусматривает  предоставление весомых налоговых  льгот иностранным фирмам в целях  получения выгоды в форме притока  иностранных капиталов.

     Страна, в которой налоговый режим является более льготным, имеет название налогового убежища (налоговой гавани). Если в пределах одной страны действует льготный порядок налогообложения, стимулирующий привлечение инвестиций в предпринимательскую деятельность, то возникает налоговый оазис (экономическая зона, зона свободного предпринимательства, порт и т.п.).

     Льготный  налоговый климат или наличие  безналогового статуса стимулирует  создание так называемых оффшорных компаний (от англ. Off-shore – вне берега, изолированный).

     Основой возникновения оффшорных компаний являются законодательства стран, частично или полностью освобождающие  от налогообложения компании, не ведущие  бизнес в стране регистрации. Льготное налогообложение оффшоров существует только в части осуществления деятельности вне страны регистрации. Для полноценной работы оффшора в любой другой стране требуется межстрановое соглашение об избежании двойного налогообложения данной страны со страной регистрации оффшора. В противном случае, оффшор подвергается налогообложению в стране, где он ведет свою деятельность.

     С точки зрения международного права, оффшорная компания является самостоятельным  юридическим лицом и ведет  свою деятельность согласно законам  страны регистрации. В настоящее  время в мире насчитывается порядка 60 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных компаний. Оффшорные компании вправе открывать неограниченное количество счетов в любых банках мира. Их деятельность фактически никому не подотчетна, в большинстве «налоговых гаваней» ежегодная отчетность сводится к перечислению фиксированного сбора.

     Наиболее  выгодно создание оффшора в связи  с:

     ·      необходимостью безопасного, конфиденциального, безналогового хранения средств, при условии свободного доступа к ним в любое время и перемещения их по всему миру;

     ·      оптимизацией налогообложения, упрощением документооборота, ускорением финансовых потоков и обеспечением их надежности при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

Информация о работе Международное двойное налогообложение