Методы осуществления налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:03, доклад

Описание работы

методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Работа содержит 1 файл

методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей.docx

— 23.98 Кб (Скачать)

методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

определение налоговой  политики требует также уяснения основных ее методов. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из того, что к числу таковых  в первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды), консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализ практики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о  том, что до недавнего времени  финансовыми и налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и  воспитание налогообязанных лиц. Это  означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать  интересы налогоплательщиков.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством  методов: 

— управления; 

— информирования (пропаганды); 

— воспитания; 

— консультирования; 

— льготирования; 

— контролирования; 

— принуждения. 

Управление заключается  в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых  органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения  и основывается на познании и использовании  объективных закономерностей ее развития. 

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых  органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного  исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах  и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. 

Воспитание имеет  своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей, и предполагает осуществление  просветительской работы по разъяснению  необходимости налогообложения  для государства и общества. 

Консультирование  сводится к разъяснению финансовыми  и налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах  и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения. 

Льготирование —  деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или  сборы. 

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов  с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений  законодательства о налогах и  сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой  дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов. 

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному  исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении  недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. 

До недавнего времени  при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно  использовались методы управления, контролирования  и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать  интересы налогоплательщиков. 
 
 
 

4.основнык задачи  налоговой политики.

Задачи налоговой  политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом, сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения. Всю совокупность задач  налоговой политики можно условно  разделить на три основные группы:

1. Фискальная —  мобилизация денежных средств  в бюджеты всех уровней для  обеспечения государства необходимыми  для выполнения его функций  финансовыми ресурсами;

2. Экономическая;  или регулирующая, — направлена  на повышение уровня экономического  развития государства, оживление  деловой и предпринимательской  активности в стране и международных  экономических связей, содействие  решению социальных проблем;

3. контролирующая  — контроль за деятельностью  субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой  политики на современном этапе —  создание благоприятных условий  для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

Налоговая политика должна строиться на компромиссе  интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в  бюджет такого объема ресурсов, который  является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной  и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые  отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и  государство не должно угнетать источники  и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение  не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении  индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. 
 
 
 
 

1.сущность ведения  налоговой политики.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов  власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении нало-говой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика -- это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических  задач, таких как стимулирование  экономического роста, преодоления  инфляционных процессов, снижение  дефицита бюджета, сбалансирование  размеров бюджетов разных уровней  и др.;

2. Социальных  задач; обеспечение занятости  населения, стимулирования роста  доходов и уровня жизни населения,  перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.какие  типы налоговой политики существуют  в настоящее время в развитых  странах?

     Условно выделяют три возможных типа налоговой  политики: 

     Первый  тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При  выборе этого пути неизбежно возникновение  ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты  различных уровней. 

     Второй  тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство  максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая  политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный  налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем  в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том  числе экспортноориентированных, и  соответственно возрастает уровень  конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно  смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. 

     Третий  тип — налоговая политика с  достаточно существенным уровнем налогообложения  как для корпораций, так и для  физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем  социальной защиты, существованием множества  государственных социальных гарантий и программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.дайте характеристику механизму гармонизации национальных налоговых систем.

В виду глобализации современной коммерческой деятельности и интеграции национальных экономик в системе мирохозяйственных  связей одной из первоочередных задач  становится налоговая гармонизация, т.е. координация национальных налоговых  политик, сближение уровня налогообложения, способов определения налоговой  базы и характера, предоставляемых  налоговых льгот. Пока ещё рано говорить о  возможной глобальной гармонизации всех налоговых систем в мире. 

В практической плоскости  вопрос налоговой гармонизации рассматривается  лишь в рамках региональной интеграции. Самых больших успехов здесь  достигли страны ЕС. Концепция налоговой  гармонизации возникла именно в ходе развития европейской экономической  интеграции. Для образования ЕС необходимо было устранить все препятствия, в т.ч. и налоговые  для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы. 

Поскольку налоговая  политика традиционно проводится каждой страной с учетом своих национальных интересов, то в ЕС отказались от создания единой налоговой системы. Вместо этого  было решено привести законодательства стран-членов ЕС в сопоставимый друг с другом вид, а так же подчинить  национальную налоговую систему  общим задачам европейской интеграции. 

Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой цели: 

ü    упразднение  налоговых границ для создания равных конкурентных условий для хозяйствующих  субъектов; 

ü    объединение  и унификация внутреннего рынке  ЕС, как основного двигателя интеграционных процессов в регионе; 

ü    приведения в соответствии структуры налоговой  системы, а также порядка взимания основных видов налогов во всех странах  сообщества. 

Основным направлением гармонизации в ЕС стали гармонизация НДС и акцизов, унификация налогообложения  компаний. 
 
 

7. Налоговые риски  в современном бизнесе. 
 

При ведении ВЭД  среди всех возможных рисков можно  выделить и налоговые риски. Они  могут быть связаны с изменением  в налоговой политике данной страны, введением новым форм обложения, изменением ставки подоходного налога, введением новых таможенных пошлин, отменой налоговых льгот и  т.д. 

Налоговые риски  не страхуются и чисто условно  их можно разделить на предсказуемые, которые можно предусмотреть, зная тенденции в налоговой теории и налоговой политике, и непредсказуемые, которые часто связаны с политическими  причинами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16.органы налогового  регулирования Японии. 
 

В Японии функционируют  государственные и местные налоги. При этом более 64% всех налоговых  поступлений образуются за счет государственных  налогов, остальные – за счёт местных. 

Информация о работе Методы осуществления налоговой политики