Методы налогового аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:31, реферат

Описание работы

Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Содержание

Этапы налогового аудита………………………………………………….2
Специальные правила и способы налогового учета……………………..5
Способы организации налогового учета в России……………………….7
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Методы налогового аудита.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Этапы налогового аудита………………………………………………….2
  2. Специальные правила и способы налогового учета……………………..5
  3. Способы организации налогового учета в России……………………….7

    Список используемой литературы 

  1. Этапы налогового аудита

     Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налогового аудита. В целом налоговый аудит можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

     Налоговый аудит как процесс состоит  из нескольких этапов: предварительная  оценка (экспертиза) существующей системы  налогообложения экономического субъекта; проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; оформление и представление результатов проведения налогового аудита.

     На  каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо: провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверить правильность методики исчисления налоговых платежей; провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений; проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов; осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

     На  следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка. По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно. Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).

     Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе. Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Например, при проверке правильности исчисления налога на прибыль в первую очередь обращается внимание на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.

     В ходе налогового аудита проводится проверка правильности формирования налоговой  базы и заполнения налоговых деклараций организации. Как уже отмечалось, под налоговым учетом мы понимаем весь учет, в том числе и бухгалтерский, который содержит данные, влияющие на формирование налоговых обязательств организации. В настоящее время практически все налоги, за исключением налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добавленную стоимость и некоторых других, исчисляются по данным бухгалтерского учета. Итак, аудиторы, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

     В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом  деле занимается проверяемая организация. Дело в том, что практически любая  фирма в той или иной степени и в разных масштабах заключает сделки, в которых существо отношений не соответствует их юридическому оформлению. Наиболее распространенный пример – обналичивание денежных средств. В целях документального оформления такой сделки многие организации заключают фиктивные договоры подряда. Проведение данных операций при недостаточно грамотном юридическом оформлении может привести к весьма серьезным последствиям. Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.

     Необходимость тесного взаимодействия проверяющей  и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок.

     Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации. Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок. На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением. В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

     Однако  само по себе заключение не несет аналитической  и рекомендательной информации. Поэтому  заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению. Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.

 

  1. Специальные правила и способы  налогового учета

     Исходя из анализа Налогового Кодекса, можно выделить следующие правила и способы, общие для налогового учета по всем налогам и налоговым показателям. 
1. Введение специальных налоговых показателей и понятий, основанных на данных бухгалтерского учета, но применяемых для целей налогообложения. 
Например, такие показатели:

- налогового обязательства;

- совокупный годовой доход;

- вычеты;

- налогооблагаемый доход;

- облагаемый оборот и т.д.

     Эти показатели формируются при прямом или косвенном использовании методов бухгалтерского учета.

     2.Установление специальных действий для исполнения налогового обязательства (глава 5 НК).

     К их числу относятся:

- постановка на регистрационный учет;

- ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

- начисление исходя из налоговой базы и налоговой ставки, суммы налогов и

других платежей, подлежащих уплате в бюджет;

- составление налоговой отчетности и т.п.

     Налогоплательщик вправе выполнять налоговое обязательство досрочно. Налоговым Кодексом определены сроки исполнения налогового обязательства (ст. 32), порядок погашения налоговой задолженности, особенности исчисления и исполнения налогового обязательства отдельных налогоплательщиков и др.

  1. Раздельный учет и правила его ведения.

Налогоплательщики, осуществляющие разные виды деятельности, для которых предусмотрены различные условия налогообложения и объектов, связанных с налогообложением. Раздельный учет должен базироваться на данных бухгалтерского учета и осуществляться  на основании специальных расчетов. Все доходы и расходы отнесенные к  определенному виду деятельности, должны подтверждаться соответствующей  учетной документацией.

     4. Применение корректировок в целях налогообложения.

     Поправки,, корректировки на которых в целях налогообложения налогоплательщик должен увеличить или уменьшить налогооблагаемый доход -  делают бухгалтеры по налогу на добавленную стоимость  и КПДН.  
Так, в соответствии с Налоговым Кодексом объектами налогообложения налога на добавленную стоимость считаются облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов. В то же время, облагаемый оборот по налоговому учету признается исходя из рыночных цен, но не ниже фактической себестоимости.

     Объект налогообложения (обороты по реализации) и налогооблагаемая база здесь понятия нетождественные. Расчетное Доначисление оборота при реализации продукции (налоговый дисконт) по ценам не выше себестоимости самим оборотом по реализации не является. Кроме того, данное расчетное Доначисление оборота является чисто арифметической операцией, возникает только в специальном расчете (произвольной формы) и вообще не находит своего отражения в бухгалтерском учете ("фиктивная" выручка (убыток) для целей налогообложения).

Данный способ налогового учета характерен и для корпоративного подоходного налога (раздел 6). 
5. Определение налогового периода.

     Налоговый период- срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства.  Необходимость определения налогового периода связана с необходимостью определения точного результата, что возможно при системном ведении учета и периодическом подведении итогов. По разным налогам разные налоговые сроки.

     В зависимости от установленного налогового периода различают налоги срочные и периодично-календарные.

     Срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый по сроку с момента возникновения объекта налогообложения (акцизы, налог на транспортные средства и др.)

     Периодично-календарные налоги исчисляются в течение определенного срока, установленного календарно (ежемесячные, квартальные и годовые). К ним относятся налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог, социальный налог, и др. 
6. Ведение специальной налоговой документации, регистров и отчетности. 
Теория и практика налогового учета свидетельствуют, что он возможен при ведении специальной документации и регистров, которые можно отнести к формально-техническим приемам методологии налогового учета.

 

    3.Способы  организации налогового  учета в России

      Помимо  выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения.

Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации — «по отгрузке» или «по оплате»). Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/98 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Методы налогового аудита