Методология налогообложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:46, курс лекций

Описание работы

Налоги составляют более 60% доходов федерального бюджета России. Из этих средств государство содержит сады, школы, больницы, армию военных и чиновников, и многое другое. Но к мудрой мысли о том, что «платить налоги – обязанность каждого гражданина», как это записано в конституции России, человечество пришло не в один день. Понятие налога очень тесно связано с категорией государства. На каждом новом этапе развития государства данная категория дополнялось ранее неизвестными деталями или вообще получала принципиально новое значение

Содержание

1. Эволюция понятия «налог» как экономической категории.
2. Признаки налога.
3. Функции налога.
4. Основная налоговая терминология.
5. Классификация налогов в налоговой системе России

Работа содержит 1 файл

Лекцияz.docx

— 28.64 Кб (Скачать)

             Методология налогообложения

1. Эволюция понятия  «налог» как экономической  категории. 

2. Признаки налога.

3. Функции налога.

4. Основная налоговая терминология.

5. Классификация налогов в налоговой системе России

1. Понятие налога, его  эволюция

     Налоги  составляют более 60% доходов федерального бюджета России. Из этих средств государство содержит сады, школы, больницы, армию военных и чиновников, и многое другое. Но к мудрой мысли о том, что «платить налоги – обязанность каждого гражданина», как это записано в конституции России,  человечество пришло не в один день. Понятие налога очень тесно связано с категорией государства. На каждом новом этапе развития государства данная категория дополнялось ранее неизвестными деталями или вообще получала принципиально новое значение

      Начальные формы налога можно искать в жертвоприношении храмам, т.к. Они на заре развития человеческих отношений выполняли функции организации общественной жизни. Со временем приношения стали иметь систематический характер и превратились в выплату или сбор, но это еще не налог

      Древний мир.  Рим, Афины, Спарта. Была республика дословно «Общественное дело». Все гос служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае крупных работ – обращались к согражданам. Управление государством не предполагало расходование общественных средств, поэтому и не требовало значительных поступлений в казну. Налоги, вернее дань, взимались с побежденных народов.

     Средневековье. Тоже еще нет налога как такового. Налогоплательщики самостоятельно оценивали свои возможности по внесению необходимой суммы в казну государства. Но уже на этом этапе налог – индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству. Т.е. Лица уплатившие его не получали взамен от госва ни благ, ни особых прав.

     Государства XVII-XVII вв. Сословный уклад, монархия. Еще нет регулярных налоговых поступлений. Расходы покрываются за счет доходов от использования регалий в финансовом отношении и собственных доменов. При этом расходы госва росли более быстрыми темпами, чем доходы от этих источников. Госво все чаще обращается к целевым налоговым поступлениям при возникновении чрезвычайных потребностей. В это время налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, предполагающее наличие определенной цели (покрытие конкретных объявленных обществу расходов государства).

     Восемнадцатый век.

     Ведение постоянных войн, содержание армии  как в военное, так и в мирное время, и др требует дополнительных доходов. Налоги становятся постепенно видом государственных доходов. Но поскольку самосознание населения уже настолько велико, что простое изьятие денег в казну невозможно, возникают теории, объясняющие и даже оправдывающие налогообложение. Индивидуалистические идеи. Налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды. В них налог –индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выолнения государством своих функций.

     Первая  половина 19 в. Индивидуалистическая теория развивается. Ее продолжение  -теория наслаждения. То же, что и в индивидуалистической теории, но блага, предоставляемые гос-вом обещству, за это население и должно платить.

Особое  место Смит и Риккардо они внесли в понятие налога  «понятие справедливости налогообложения» Т.е. Налог должен взиматься с соблюдением определенных принципов, обеспечивающих справедливость  (по отношению к плательщику) для достижения большей эффективности взимания налога.

  В определение налога внесли свой вклад теория жертвы и теория коллективных потребностей.  + налогообложение имеет обязательный характер. Налог -  индивидуально безэквивалентным движение ден средств от индивидуума к госву, осуществляемым на основании принуждения со стороны власти, имеющее своей целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. При этом налог должен взиматься с соблюдением принципов справедливости по отношению к плательщику и достижения большей эффективности взимания налогов

     Вторая  пол19первая пол20 Маркс рассматривает налог как орудие классовой борьбы и эксплуатации трудящихся. Великая депрессия. На первый план выходит Кейнс со своей «общей теорией занятости, процентов и денег», где он доказывает необходимость использовать налоги для регулирования экономики. С помощью налога госво может менять структуру производства, сдерживать или ускорять процессы.

?! каким образом  это сделать, пример? в 41 Налог на холостяков, и малосемейных гр 6% зп, налог на многодетных в Китае

Налог -  индивидуально безэквивалентным движение ден средств от индивидуума к госву, осуществляемым на основании принуждения со стороны власти, имеющее своей целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Налог взимается с соблюдением принципа справедливости по отношению к плательщику и принципа достижения большей эффективности взимания налогов. + Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику

     Вторая  половина 20 в –  начало 21 в

     В период с 1945 -1970ч гг. Произошли перемены; НТП, Глобализация экономики, соединение циклического, структурного, экологического, энергетического кризиса – привело к переосмыслению методов гос воздействия на экономику. Развивается экономическая теория предложения. Все экономисты – за необходимость налогообложения, но нужно уменьшить уровень налоговых изъятий так, чтобы воздействие на экономические процессы в обществе было с максимально возможным положительным эффектом.

     Математическое  исследование взаимосвязи величины налоговой ставки и объема налоговых поступления в бюджет нашел свое отражение в Кривой Лафера. (с 46) При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, но только до определенной границы (точка а), после чего повышение налоговой ставки уменьшает налоговые поступления до точки б. Высокие налоги снижают стимулы производства и уменьшают налоговые доходы государства. Кривая не дает точного ответа, какой должна быть налоговая ставка. В каждой стране свои условия, свое состояние налоговой морали в обществе, эффективность налогового администрирования и аудита, уровень инфляции и др. 

     Последние 20 лет активно развивается новая наука – экономика общественного сектора.  В ней налоги – это не способ мобилизации средств для содержания неких над экономических структур, а скорее форма  затрат на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам.. И единственное оправдание налогов в демократическом обществе – максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные благ. Нужно не просто рассчитать предельный уровень налогов, а их конкретную величину, подобно составлению сметы на производство определенных услуг.

В результате всех этапов эволюции сегодня определение налога звучит так

Индивидуально безэквивалентное движение ден средств от индивидуума к госву, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее своей целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций. Налог взимается с соблюдением принципа справедливости по отношению к плательщику и принципа достижения большей эффективности взимания налогов. Налог также является эффективным рычагом воздействия государства на экономику, но для положительного влияния налогообложения на народное хозяйство необходимо установление оптимального (предельного) уровня налоговых изъятий, индивидуального для каждой страны.

2. Признаки налога

Понятие налога имеет  свои отличительные признаки

1. Императивность. Субъект налога не вправе отказаться  от уплаты налога

2. Смена формы собственности Посредством налогов часть собственности инидвидуума в денежной форме переходит в государственную. Налоги поступают в бюджетный фонд, где обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевые отношениями (в отличие от сбора на содержание правоохранительных органов, на нужды образовательных учреждений, курортный сбор)

3. Безвозвратность и безвозмездность (отличает налог от пошлины, субъект не получает никакого права на участие в хоз операциях, пользования мат или немат объектами и др) ?! куда отнести взносы в ПФ, в ФСС на несчастные случаи, добровольные взносы в ПФ?Взносы в ПФ тоже не налоги.. Они имеют целевой характер и возвратность.

3. Функции налога

     Единое  мнение по поводу функций налогов, как  экономической категории,  отсутствует  в экономической литературе. Авторы Романовский и Врублевский выделяют 2 основные функции:

     Фискальная  формирование бюджетного фонда государства (формирование и использование денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих задач.

     После Кейнса великой депрессии появилась и функция регулирования. Введение налогов диктуется не фискальными интересами государства, а для стимулирования экономического роста, снятия соц напраяженности и др. Нр станы ЕС и США обсуждается и вводится идея зеленых налогов. На выбросы углеродов, производство бумаги, продажу пестицидов. Здесь налоги направлены не на расширение налогооблагаемой базы, а на ее сокращение. Регулирование экономики.

     Также налогу приписывают функции распределительную, контрольную, стимулирующую, то эти  функции не имеют отношения к  налогу, как к экономической категории, а являются функциями государства в системе управления процессом налогообложения.

4. Основная налоговая терминология

В области налогов  и налогообложения не существует единых для разных стран стандартов, но есть общепризнанные элементы налогов  и налоговая терминология, которая  получила распространение в большинстве  стран мира.

Налогообложение процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц, в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Юридическое лицо орг-ция, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющего следующие признаки:

     Назависимость существования от входящих в его состав отдельных лиц

     Наличие имущства, обособленного от имущества участников

     Право приобретать, пользоваться и распоряжаться  собственностью

     Право осуществлять от своего имени экономические  операции

     Право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика

     Самостоятельная имущественная ответственность.

     Юр  лицо имеет свое фирменное наименование, устав, юр адрес, печать, рс в банке, юрид лицо проходит гос регистарцию, заносится в реестр. ?!Чем отличается юр адрес от факт адреса

Физическое  лицо гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной старны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые участвуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юр лицами. Физ лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия ?! Куда отнести ИП?

Резидент - юридическое или физ лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны

Нерезидент 1 юр лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой 2)физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов – особые правила налогообложения. 

Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, , которые в соответствии с законом, обязаны уплачивать налоги

Носитель  налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее оклад налога  субъекту налога, а не государству. В основном совпадают, но при определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога или фактическим конечным плательщиком. Пример косвенный налог. Субъектом налога является производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара. Акциз на бензин и др.

Информация о работе Методология налогообложений