Налоги и налогообложение
План
Введение
- Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ
- Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Практическая часть
Задача 5, 12
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях одним из
важнейших рычагов, регулирующих финасновые
поступления в бюджеты субъектов
РФ, становятся региональные налоги . Они
призваны обеспечить регионы финасновыми
ресурсами, необходимыми для решения
важнейших экономических и социальных
задач. Посредством налогов, льгот и финансовых
санкций, являющихся неотъемлемой частью
системы налогобложения, правительство
региона воздействует на экономическое
поведение предприятий, стремясь создать
при этом равные условия всем участникам
общественного воспроизводства. Налоговые
методы регулирования финансово-экономических
отношений в сочетании с другими экономическими
рычагами создают необходимые предпосылки
для формирования и функционирования
единого целостного рынка, способствующего
созданию рыночных отношений.
Уровень развития региона, материльное
положение, социально-экономическая
обстановка в регионе зависит
от уровня доходов бюджета региона.
Наибольший удельный вес в общей
структуре доходов регионального
бюджета занимают налоговые
поступления.
От эффективности деятельности
налоговых служб и органов
управления регионов зависит качество
собираемости региональных налогов.
Региональные налоги аккумулируются
в регинальных бюджетах и используются
субъектом РФ для выполнения своих
функций.
Бюджетно-налоговые системы создаются
и реформируются для выполнения
нескольких взаимосвязанных функций,
среди который следующие:
- Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции
их разделения, целевое назначение .) и
адекватных процедур регулирования возникающих
по этому поводу отношений.
- Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые
системы полностью и одноканально (таково
большинство местных налогов, штрафов
и иных финансовых санкций), аналогично
образованных средств, поступающих в эти
системы частично, в соответствии с принятым
порядком их распределения между бюджетно-налоговыми
системами разного уровня (например “нефтяные
деньги”). Часть средств, аккумулируемых
в вышестоящей бюджетно-налоговой системе,
перераспределяется по тем или иным соображениям
в пользу нижестоящих региональных систем
(дотации и субвенции, а также часть “местных
средств”, по разрешению вышестоящих
систем им не перечисленная).
- Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих
уровней.
- Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, то есть бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность
населения и коммерциализацию социальной
сферы, доля стоимости соответствующих
услуг, финансируемых через каналы региональных
бюджетно-налоговых систем, достигает
четверти к сумме доходов населения России
(за вычетом налогов).
- Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.
- Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала
(земля, недра, леса, воды, флора и фауна,
воздушный бассейн) как естественного
базиса существования и развития территории.
- Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных
преобразований, для инвестиционной привлекательности.
Это вопрос не только потенций территориального
развития, но и будущего бюджетно-налогового
благополучия.
Актуальность выбранной темы характеризуется
тем, что одним из важнейших условий
стабилизации экономики любого субъекта
РФ, явлется обспечение устойчивого сбора
налоов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
- Место и значение региональных налогов в налоговой системе РФ
Одним из важнейших рычагов, регулирующих
финансовые взаимоотношения предприятия
с государством в условиях перехода к
рыночному хозяйству, становится налоговая
система. Она призвана обеспечить государство
финансовыми ресурсами, необходимыми
для решения важнейших экономических
и социальных задач. Посредством налогов,
льгот и финансовых санкций, являющихся
неотъемлемой частью системы налогообложения,
государство воздействует на экономическое
поведение предприятий, создавая при этом
равные условия всем участникам общественного
производства. Налоговые методы регулирования
финансово-экономических отношений в
народном хозяйстве в сочетании с другими
экономическими рычагами создают необходимые
предпосылки для формирования и функционирования
единого целостного рынка.
Налоги – обязательные платежи
физических и юридических лиц, взимаемые
государством. Исторически они возникли
с разделением общества на антагонистические
классы и появлением государства.
Экономическая сущность налогов непосредственно
вытекает из их функций. Функция налога
— это проявление его сущности
в действии, способ выражения его свойств.
Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов.
В условиях развитых рыночных отношений
налогам присущи следующие функции: фискальная,
регулирующая, стимулирующая, распределительная,
контрольная.
Налоги в России разделены на
три вида в зависимости от уровня
их установления и изъятия и в
соответствии с изменениями, предусмотренными
в проекте налогового кодекса:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Региональными признаются налоги, устанавливаемые
Кодексом и законами субъектов Российской
Федерации, вводимые в действие в
соответствии с настоящим Кодексом
законами субъектов Российской
Федерации и обязательные к уплате на
территориях соответствующих субъектов
РФ. При установлении регионального налога
законодательными (представительными)
органами субъектов РФ определяются следующие
элементы налогообложения:
- налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога;
Другие элементы устанавливаются
Налоговым Кодексом РФ. При установлении
регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов
РФ могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 14 НК РФ к региональным
налогам относятся следующие
налоги:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Налог на имущество организаций
установлен согласно главе 30 «Налог
на имущество организаций» НК РФ .
Плательщиками налога на имущество
организаций признаются российские
организации и иностранные организации,
осуществляющие деятельность в РФ через
постоянные представительства и (или)
имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории России.
Объектом налогообложения по налогу
на имущество является:
- для российских организаций движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность), учитываемое на балансе
организации в качестве объектов основных
средств в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные
представительства, движимое и недвижимое
имущество, относящееся к объектам основных
средств;
- для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, недвижимое имущество, находящееся на территории
Российской Федерации и принадлежащее
указанным иностранным организациям на
праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения
по налогу на имущество:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны,
гражданской обороны, обеспечения безопасности
и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база по налогу на имущество
определяется плательщиками самостоятельно
как среднегодовая стоимость
имущества, признаваемого объектом
налогообложения. При определении налоговой
базы данное имущество учитывается по
его остаточной стоимости, сформированной
в соответствии с установленным порядком
ведения бухгалтерского учета, утвержденным
в учетной политике организации.
Освобождаются от налогообложения по
налогу на имущество:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
- религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной
деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % – в отношении имущества, используемого
ими для осуществления их уставной деятельности;
- организации, основным видом которых является производство фармацевтической продукции – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных
для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- организации – в отношении ядерных установок, используемых
для научных целей, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, а
также хранилищ радиоактивных отходов;
- организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
- организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
- организаций – в отношении космических объектов;
- имущество специализированных протезно-ортопедический предприятий;
- имущество коллегий адвокатов и юридических консультаций;
- имущество государственных научных центров;
- организации – в отношении имущества, учитываемого
на балансе организации-резидента особой
экономической зоны, созданного или приобретенного
в целях ведения деятельности на территории
данной особой экономической зоны, в течении
пяти лет с момента постановки на учет
указанного имущества;
- организации – в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Транспортный налог введен с 2003
года главой 28 «Транспортный налог»
НК РФ.
Плательщиками транспортного налога
признаются лица, на которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения.
Подлежат налогообложению пассажирские
автотранспортные предприятия, осуществляющие
внутриобластные, междугородние и
пригородные перевозки пассажиров
в части автобусов, находящихся в их собственности
(хозяйственном ведении), в случае получения
не менее 90 % доходов в течение налогового
периода от осуществления этих перевозок.
Не являются объектом обложения
по транспортному налогу:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через
органы социальной защиты населения в
установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление
пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи,
технического обслуживания), зарегистрированные
на сельскохозяйственных товаропроизводителей
и используемые при сельскохозяйственных
работах для производства сельскохозяйственной
продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления федеральным
органам исполнительной власти, где законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная
к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым
уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Налоговая база по транспортному налогу
определяется отдельно по каждому
транспортному средству в зависимости
от вида транспортного средства.