Меры принудительного исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - разработка теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования порядка исполнения налоговой обязанности.
В работе подробно исследуются вопросы, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности, относительно возникновения, должного исполнения, приостановления и прекращения обязанности по уплате налогов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Налоговое обязательство и его признаки………………………………....6
2. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности по оплате налогов и сборов……………………………………13
3. Исполнение налоговой обязанности по налогам и сборам……………...18
3.1 Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств, имущества, находящихся на счетах налогоплательщика………………………………...19
3.2 Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов………………26
4. Обеспечение исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов………………………………………………………………………….31
Выводы и предложения……………………………………………………....36
Список использованной литературы………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

2) во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3) в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

4) в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

5) в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

6) в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета  по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке  календарной очередности поступления  документов.

Взыскание налога может производиться  с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика  или налогового агента, за исключением  ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной  сумме платежа в рублях по курсу  Центрального банка РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

При отсутствии денежных средств  на расчетном (текущем) или валютном счете, а также при отсутствии иного имущества, на которое можно  было бы обратить бесспорное взыскание, налоговый орган вправе потребовать  принудительного исполнения обязанности  по уплате налога за счет средств, находящихся  на ссудных и бюджетных счетах, но только в судебном порядке.

Не производится взыскание  налога с депозитного счета налогоплательщика  или налогового агента, если не истек  срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

Недостаток денежных средств  на счетах налогоплательщика (плательщика  сбора) или налогового агента влечет за собой применение к налогоплательщику (плательщику сбора) или налоговому агенту другой разновидности взыскания  налога или сбора - взыскания налога (сбора) за счет иного имущества организации.

Следует обратить внимание, что обращение взыскания на иное имущество организации не является основанием для отзыва налоговым  органом инкассового поручения, ранее направленного в банк.

 

  1. Обеспечение исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов

 

В статье 72 НК РФ закреплены основные способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов. Данная статья не носит исчерпывающего характера. В частности, в отношении  налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, могут  применяться иные меры обеспечения  в порядке и на условиях, установленных  таможенным законодательством РФ.

НК РФ закрепляет как основные гражданско-правовые способы обеспечения  исполнения обязательств (залог, пени, поручительство), так и специфические  способы обеспечения, характерные  для властных отношений, какими являются налоговые отношения (приостановление  операций по счетам в банке1 и наложение ареста на имущество налогоплательщика).

Такие способы обеспечения, за исключением приостановления  операций по счетам в банке и наложения  ареста на имущество налогоплательщика, могут применяться также в  отношении исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные  внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой этих налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.

Залогом обеспечивается обязанность  по уплате налогов и сборов в случае изменения срока исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (при отсрочке, рассрочке, налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите). Отношения по залогу имущества в налоговых отношениях регламентируются нормами гражданского законодательства РФ, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Залог имущества оформляется  договором между налоговым органом  и залогодателем. Залогодателем  может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности  по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих  пеней налоговый орган обеспечивает исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества  в порядке, установленном гражданским  законодательством РФ.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого возможно установление залога по гражданскому законодательству РФ, если иное не предусмотрено  НК РФ. В соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и  имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, и требований, неразрывно связанных  с личностью кредитора. Последующий  залог, предусмотренный ст. 342 ГК РФ, в налоговых правоотношениях  не применяется. Согласно ст. 73 НК, предметом  залога по договору между налоговым  органом и залогодателем не может  быть предмет залога по другому договору.

Еще одним из гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств является поручительство (ст. 361—367 ГК РФ).

Гражданское законодательство применяется к правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога или  сбора, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов обязанность  по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность  налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный  срок причитающиеся суммы налога и соответствующие пени.

Поручительство оформляется  в соответствии с гражданским  законодательством РФ договором  между налоговым органом и  поручителем.

Согласно ст. 362 ГК РФ договор  поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога и сбора, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов и убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.

Выступать поручителем вправе юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие  нескольких поручителей.

По исполнении поручителем  своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит  право требовать от налогоплательщика  уплаченных им сумм, а также процентов  по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением  обязанности налогоплательщика.

Принудительное взыскание  с поручителя налога и причитающихся  пеней производится налоговым органом  в судебном порядке.

Рассмотренные правила применяются  также в отношении поручительства при уплате сборов.

Пеней признается установленная  ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую  налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить  в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе  налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ, в  более поздние по сравнению с  установленными законодательством  о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней  уплачивается помимо причитающихся  к уплате сумм налога или сбора  и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности  по уплате налога или сбора, а также  мер ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или  сбора, начиная со следующего за установленным  законодательством о налогах  и сборах дня уплаты налога или  сбора.

Пеня за каждый день просрочки  определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается  равной одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Во всех случаях сумма  пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора  или после уплаты таких сумм в  полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств  налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества  налогоплательщика в установленном  Налоговым кодексом РФ порядке.

Принудительное взыскание  пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

 

Выводы и предложения

 

Уплата налогов (сборов) является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или плательщиков сборов. В ст. 57 Конституции РФ, в частности, говорится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".

Содержание обязанности  по уплате налогов и сборов заключается  в наличии у налогоплательщика (плательщика сбора) правовой обязанности  уплатить законно установленный, правильно  исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка  и срока налог или сбор.

Не всякий налог (сбор), установленный  и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем  акте воле государства или территориально-административного  образования (например, субъекта РФ или  муниципалитета), порождает возникновение  у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность  уплатить такой налог (сбор).

Исполнение налоговой  обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами налоговой полиции. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обязанность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора".

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.

Обязанность по уплате конкретного  налога (сбора) возникает у налогоплательщика  и плательщика сбора с момента  появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с  наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ).

Каждый налог имеет  самостоятельный объект обложения. Объекты федеральных, региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения  многократного налогообложения, когда  один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно  отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной  обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению  налогового органа. При принятии в  установленном порядке решения  об отмене признания физического  лица безвестно отсутствующим или  недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и  сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).

Информация о работе Меры принудительного исполнения налоговой обязанности