Меры принудительного исполнения налоговой обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - разработка теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования порядка исполнения налоговой обязанности.
В работе подробно исследуются вопросы, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности, относительно возникновения, должного исполнения, приостановления и прекращения обязанности по уплате налогов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Налоговое обязательство и его признаки………………………………....6
2. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности по оплате налогов и сборов……………………………………13
3. Исполнение налоговой обязанности по налогам и сборам……………...18
3.1 Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств, имущества, находящихся на счетах налогоплательщика………………………………...19
3.2 Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов………………26
4. Обеспечение исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов………………………………………………………………………….31
Выводы и предложения……………………………………………………....36
Список использованной литературы………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Меры принудительного исполнения налоговой обязанности.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

6) дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании  налога подписывается руководителем  налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

На основании этого  решения составляется постановление  о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика, которое  направляется судебному приставу-исполнителю. Само взыскание производится судебным приставом в порядке, установленном  Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 22 августа 2004 г.) с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

НК РФ определяет собственную очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика-организации. Эта очередность установлена п. 4 ст. 47 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества  налогоплательщика-организации или  налогового агента - организации производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества.

Взыскание может быть обращено и на имущество, не входящее в эту  группу, но при условии, что соответствующие  договоры на передачу этого имущества  будут расторгнуты или признаны недействительными в установленном  порядке (в соответствии с гражданским  законодательством - гл. 9 и 29 ГК РФ).

Все исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены  судебным приставом-исполнителем в  двухмесячный срок со дня поступления  к нему указанного постановления. Это  тот срок, в течение которого должны быть совершены исполнительные действия, включая реализацию имущества и  перечисление вырученных средств в бюджет или внебюджетный фонд (п. 3 ст. 47 НК РФ).

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации  или налогового агента - организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм (п. 5 ст. 47 НК РФ).

Отметим, что должностные  лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации  или налогового агента - организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации.

Данное правило имеет  целью защиту интересов налогоплательщика  и позволяет избежать злоупотреблений  со стороны должностных лиц налоговых  органов, возжелавших приобрести то или иное имущество налогоплательщика. При нарушении этого правила  налогоплательщик и заинтересованные государственные органы вправе оспорить неправомерную сделку с этим имуществом как не соответствующую требованиям законодательства и признать ее недействительной в силу ст. 168 ГК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

Исковое заявление о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

Исковое заявление о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о  взыскании налога за счет имущества  налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение дел по искам  о взыскании налога за счет имущества  налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества  налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе и НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества  налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

4) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

5) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

6) имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

7) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

Должностные лица налоговых  органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Обязанности  банков по исполнению поручений  на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов

 

Статья 46 НК РФ определяет процедуру принудительного взыскания налогов, сборов и пеней с организаций, являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет средств, находящихся у этих организаций на банковских счетах.

Бесспорное взыскание  денежных средств с банковских счетов организации производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Одновременно с вынесением решения о списании денежных средств  со счетов организации налоговый  орган вправе вынести решение  о приостановлении расходных  операций по счетам.

Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Решение о приостановлении  операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке принимается  руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в  установленные сроки обязанности  по уплате налога. В этом случае решение  о приостановлении операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в  банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента  получения банком решения налогового органа о приостановлении таких  операций и до отмены этого решения.

Решение о взыскании принимается  после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения  срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый  орган может обратиться в суд  с иском о взыскании с налогоплательщика  или налогового агента причитающейся  к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится  до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после  вынесения решения. Однако хотелось бы отметить то обстоятельство, что  нарушение пятидневного срока не влечет каких-либо правовых последствий, и законодатель вообще не предусматривает  какую-либо ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога.

После вынесения решения  налоговым органом о взыскании  налога (сбора, пени) за счет средств, находящихся  на банковских счетах, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

Информация о работе Меры принудительного исполнения налоговой обязанности