Меры административной ответственности за налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Налоги — один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики — могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Социально-экономическая сущность налогов 4
1.1. Сущность налогов 4
1.2. Функции налогов 6
1.3. Элементы налога 9
1.4. Классификация налогов 12
2. Меры административной ответственности за налоговые правонарушения. 13
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 31.32 Кб (Скачать)

     Содержание: 
 

ВВЕДЕНИЕ 3 

1.Социально-экономическая сущность налогов 4

1.1. Сущность налогов 4

1.2. Функции налогов 6

1.3. Элементы налога 9

1.4. Классификация налогов 12

2. Меры административной ответственности за налоговые    правонарушения.                                                                                                 13

Список  используемой литературы  17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Налоги  — один из важнейших экономических  инструментов государственного регулирования  экономики — могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма  доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в  экономике, политике, социальной сфере.

     Современная налоговая система – результат  длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное  социальное образование, тесно связанное  с развитием, как экономики, так  и государства. Функционирование налоговой  системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической  эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социально-экономическая сущность налогов

1.1. Сущность налогов

Налоги -- необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. 

Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого - минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов. 

В условиях рынка налоги становятся важным элементом  бюджетных отношений. В далеком  прошлом налоги взимались в натуральной  форме, сегодня - преимущественно в  денежной форме. Источником налога является валовой внутренний продукт, т.е. добавленная  стоимость всего объема товаров  и услуг во всех сферах экономики  страны в течение определенного  периода. Мобилизованная часть созданного ВВП помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП. 

Как участник перераспеделительного процесса налоги входят в систему производственных отношений и выступают в роли экономической категории. Как экономическая категория налоги объективны (существуют вне человеческого сознания) и представляют собой отчуждение доли собственности физических и юридических лиц в денежном выражении в пользу государственной власти. То же время субъективное начало налогов проявляется в возможностях властных структур изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются финансовой категорией.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) так определяет налоги: 

Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 

Для характеристики налога необходимо выделить те специфические  признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования  как категории. Так, налогам присущи  следующие характерные черты, которые  закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в  сфере налоговой деятельности государства: Колчин С.П. Налогообложение. Учебное пособие. - Информационное агентство "ИПБ-БИНФА". 2004 г. С. 43 

· императивность, которая означает, что субъект  налога не вправе отказаться от возложенной  на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности  последуют определенные законом  санкции по ее принудительному изъятию; 

· смена  формы собственности дохода, которая  означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность  государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и  используется государством по своему усмотрению; 

· безвозвратность  и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится  субъекту налога и он не получит  никаких прав, в том числе права  на участие в распределении отданной части своего дохода; 

· легитимность, которая означает не только признание  налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с  законных операций.

1.2. Функции налогов

Социально-экономическая  сущность налогов, их внутреннее содержание и общественное назначение раскрываются через их функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента самостоятельного распределения доходов.

Следует отметить, что в отечественной  и зарубежной литературе единое мнение по вопросу трактовки «функций»  налога отсутствует. Так, в учебном  пособии «Налоги» под редакцией  Д. Г. Черника отмечается, что налоги выполняют главную распределительную  функцию, контрольную функцию и  стимулирующую подфункцию. Большинство  авторов признают две налоговые  функции: фискальную и регулирующую. В учебнике Т.Ф. Юткиной «Налоги и налогообложение» автор считает, что «налог» не исполняет никаких функций. Последние есть атрибут только системы налогообложения.

Большинство же авторов считают, что в условиях рыночных отношений налогам присущи пять основные функции: фискальная, регулирующая, социальная, контрольная и стимулирующая, каждая из которых отражает отдельную сторону этой экономической категории.

Рассмотрим  эти функции подробней:

Фискальная  функция (финансирование государственных  расходов) - является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой  системы любого государства. И это  естественно, так как главное  предназначение налога -- образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций -- обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.

Регулирующая  функция. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Социальная  функция поддерживает социальное равновесие путем сглаживания неравенства  в доходах, прибылях, приводящее к  отрицательным последствиям. С этой целью государства во всем мире используют прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных  категорий субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров), низкое обложение социально  значимых товаров и услуг (понижение  ставок НДС) или повышение косвенных  налогов на предметы роскоши. В России используются все указанные способы, кроме прогрессивной системы  налогообложения.

Контрольная функция. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности  хозяйствования и, с другой, -- в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля над эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

Стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса  с помощью налогов. Это проявляется, прежде всего, в том, что сумма  прибыли, направленная на техническое  перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения.

Анализ  социально-экономической сущности налогов позволяет раскрыть их специфические  признаки. Таким образом, налог - это

· участник перераспределительных процессов ВВП / НД;

· важнейший  инструмент воздействия на экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов;

· специфическая  форма производственных отношений;

· сочетание  основных функций - фискальной, регулирующей, социальной, контрольной и стимулирующей.

1.3. Элементы налога 
 

Следует также отметить, что понятие «налог»  можно рассматривать с двух самостоятельных  позиций - в узком и широком  смысле слова. 

В узком  смысле налог представляет собой  определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке. 

В широком  смысле налог - это сложная система  отношений, включающая в себя ряд  составляющих (элементов). Так, в налогах  как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. 

Рассмотрим  эти элементы подробнее: 

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена  обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (НК РФ ст. 19). В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице. 

Объект  налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее  стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  у налогоплательщика обязанности  по уплате налога (НК РФ, ст. 38, п. 1). 

Источник  налога - доход, из которого выплачивается  налог. 

Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта  налогообложения. Поэтому она зависит  от объекта обложения и может  выступать в натуральной или  денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу -- сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу -- рубль. 

Налоговая ставка -- это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (или равными), пропорциональными, прогрессивными или регрессивными. 

Налоговые льготы - предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков предусмотренные  законодательством о налогах  преимущества по сравнению с другими  налогоплательщиками, включая возможность  не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (НК РФ, ст. 56, п. 1). 

Информация о работе Меры административной ответственности за налоговые правонарушения