Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Цель и задачи работы. Исследование теоретических аспектов косвенного налогообложения в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в условиях реформирования налоговой системы.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить экономическую сущность косвенных налогов и их роль в формировании финансовых ресурсов государства;
• раскрыть действующий механизм косвенного налогообложения в Республике Беларусь;
Введение
Актуальность темы. В рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы, как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства. Налоговая политика является важнейшим составным звеном экономической политики государства.
Центральное место в налоговой системе занимают налоги, которые являются не только источником бюджетных поступлений, но и важнейшими структурными элементами экономики рыночного типа. К таким налогам с полным основанием можно отнести косвенные налоги.
Косвенные налоги в отличие от прямых являются наиболее выгодными как для государства, так как не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, так и для покупателя – платятся незаметно, включаясь в цену товаров. Также они наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным с мировым финансовым кризисом и ухудшением финансового состояния предприятия. Кроме того, косвенные налоги наиболее удобны в расчете и взыскании.
Однако система косвенного налогообложения Республики Беларусь полна проблем, которые требуют решения. В настоящее время проводится ее реформирование, однако это дело не одного дня, недели и даже месяца. На подобное реформирование порой уходят годы. Но проводить его необходимо, что сейчас в нашем государстве и осуществляется.
Цель и задачи работы. Исследование теоретических аспектов косвенного налогообложения в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в условиях реформирования налоговой системы.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
· изучить экономическую сущность косвенных налогов и их роль в формировании финансовых ресурсов государства;
· раскрыть действующий механизм косвенного налогообложения в Республике Беларусь;
· наметить пути совершенствования косвенного налогообложения в Республике Беларусь.
Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь.
Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие ученые: Т. И. Василевская, Н. Е. Заяц, Т. Е, Бондарь, С. И. Адаменко, В. А. Гюрджан, и И. Г. Русакова. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: А. В. Недоступ, А. А. Чумаков, Е. Ф. Киреева, и Н. А. Нехай .
Перечень примененных методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: вертикальный, горизонтальный, трендовый, экономико-статистический, методы сравнения.
Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Курсовая работа включает 38 с., 1 рисунок, 4 таблицы, 20 источников, 2 приложения.
Во все времена правительства
различных стран активно
Введение косвенных налогов часто было связано с войной или кризисными явлениями в экономике, и, как следствие этого, они несли на себе печать беспорядков и горя, были, как их называли немцы, «детьми отчаяния», «кризисными, военными и послевоенными налогами». Например, они широко использовались в Германии в 1916 г., во Франции в 1920 г. и в Бельгии в 1921 г. Во всех случаях при их введении ставилась одна задача -покрыть возникающие или возрастающие государственные расходы, связанные с первой мировой войной и ее катастрофическими последствиями. В 1940 г. в Англии с такой же целью – «оплатить войну» - были введены налог на покупки и система универсальных акцизов.
В начале 40-х гг. 26 американских штатов ввели универсальный налог с оборота. Основная причина его введения заключалась в том, что депрессия резко уменьшила поступления от других налогов, а налог с оборота с его низкой ставкой, значительными поступлениями и относительно безболезненным сбором как средство пополнения бюджета был особенно надежен и привлекателен в этот период.
По мнению В. А. Гюрджана косвенный
налог это налог «не взимаемый непосредственно
с лица, на которое он в конечном
итоге падает, но взимаемый
каким-то иным образом, в частности, при
производстве или импорте предметов пользования
или потребления, цена которых,
следовательно, увеличивается для потребителя,
который таким образом выплачивает налог
в форме увеличенной цены». [10, с. 72]
В современной теории существуют 2 системы взимания косвенных налогов:
Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:
Многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий производства и распределения:
При кумулятивном – взимание налога производится на всех стадиях товародвижения без учета сумм уплаченных предыдущим звеном.
Некумулятивный
В Республике Беларусь до 1992 г. к косвенным налогом относились налог с оборота и налог с продаж. В 1992 г. в налоговую систему Республики Беларусь были введены НДС, акцизы и налог на топливо. Применение этих налогов предусматривало отмену налога с оборота и налога с продаж. В таблице 1.1 представлена переходная ситуация изменения косвенных налогов при введении НДС, и состояние данной ситуации в настоящее время.
Таблица 1.1 Расчетные показатели
по косвенным налогам
Показатели |
1991 г. |
1992 г. |
2010 г. | |||
млн руб. |
% в общей сумме |
млн руб. |
% в общей сумме |
млрд руб. |
% в общей сумме | |
Налог с оборота |
7563,0 |
26,7 |
- |
- |
- |
- |
Акцизы |
- |
- |
14148,6 |
15,5 |
4 348,90 |
15,6 |
НДС |
- |
- |
35933,3 |
39,3 |
11 784,9 |
42,4 |
Налог с продаж |
1122,9 |
4,0 |
- |
- |
- |
- |
Налог на топливо |
- |
- |
1019,2 |
1,1 |
- |
- |
Источник – собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.
В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль, к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и другие. В общей сумме платежей этого вида 74 % приходится на НДС, и 19,1% −акцизы. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 − Структура косвенных налогов и сборов
Источник –[18].
Косвенные налоги играют определяющую роль как в составе налоговых доходов бюджета, так и в составе общей суммы доходов бюджета.
Так в 2010 г. по сравнению с 2009 налоговые доходы бюджета возросли на 1 352,1 млрд р. и составили 27 823,0. В том числе НДС и акцизы уве-личились на 3 586,6 и 873,6, и составили 11 784,9 млрд р. (42,4%) и 4 348,9 млрд р. (15,6%) соответственно. По сравнению с 2009 г. их доля возрасла на 11,4 п.п. по НДС, и 2,5 п.п. по акцизам. Данные представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Роль косвенных налогов в формировании налоговых доходов бюджета
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |||
Сумма, млрд р. |
Удельный вес.,% |
Сумма, млрд р. |
Удельный вес.,% |
По сумме, млрд р. |
По удельному весу, п.п. | |
1. НДС |
8198,3 |
31,0 |
11 784,9 |
42,4 |
3 586,6 |
11,4 |
2. Акцизы |
3475,3 |
13,1 |
4 348,9 |
15,6 |
873,6 |
2,5 |
3. Итого налоговых доходов |
26 470,9 |
100 |
27 823,0 |
100 |
1 352,1 |
- |
Источник − собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.
Данные таблицы 1.3 свидетельствуют о том, что косвенные налоги играют большую роль в формировании доходов бюджета. В 2009 году НДС занимал 17,5% от общего объема доходов бюджета, акцизы в свою очередь в 2009 г. составили 7,4%. Объем поступлений в бюджет НДС и акцизов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 21,4 и 6,9 п.п. соответственно.
Таблица 1.3 – Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение | |||
Сумма, млрд р. |
Удельный вес,% |
Сумма млрд р. |
Удельный вес, % |
По сумме, млрд р. |
По удельно-му весу, п.п. | |
|
8198,3 |
17,5 |
11 784,9 |
38,9 |
3 586,6 |
21,4 |
|
3475,3 |
7,4 |
4 348,9 |
14,4 |
873,6 |
6,9 |
|
26 470,9 |
56,5 |
27 823,0 |
91,9 |
1 352,1 |
35,3 |
|
46 818,8 |
100 |
30 280,6 |
100 |
-16 538,2 |
- |
Источник − собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.
В январе-марте 2011 года величина налоговой нагрузки на экономику составила 30 % к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на 1 п. п.
В структуре налоговой нагрузки на экономику наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 п. п. Величина и структура налоговой нагрузки на экономику в первом квартале 2010-2011 гг. представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 − Величина и структура налоговой нагрузки на экономику
Республики Беларусь в первом квартале 2010-2011 гг.
% к ВВП
Показатели |
1 квартал 2010 г. |
1 квартал 2011 г. |
Отклонение, п.п., (+/-) |
Налоговая нагрузка в том числе: |
31,0 |
30,0 |
-1,0 |
косвенные налоги |
14,0 |
11,7 |
-2,3 |
прямые налоги |
7,5 |
10,2 |
2,7 |
смешанные налоги |
2,9 |
2,6 |
-0,3 |
прочие налоговые доходы, сборы, пошлины |
6,6 |
5,5 |
-1,1 |