Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, доклад
Следствием создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.
Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.08.2008 (далее - Соглашение);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
Следствием создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.
Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Соглашение "О принципах взимания
косвенных налогов при
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
В соответствии с Соглашением под косвенными налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор). Под экспортом и импортом понимается соответственно экспорт и импорт товаров с территории одного государства, участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза. Данное соглашение, как следует из его названия, устанавливает принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров
Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров заключается в том, что при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
Принцип взимания косвенных налогов
при импорте товаров
При этом ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
В соответствии с Протоколом косвенные
налоги при импорте товаров на
территорию государства - члена Таможенного
союза с территории другого государства
- члена Таможенного союза
При этом собственником товаров считается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором.
Стоимостью таких товаров
При этом, если товары импортируются в государство-член Таможенного союза на основе бартерного договора или по договору товарного кредита (займа в виде вещей), то их стоимость определяется в соответствии со следующими правилами. Стоимостью таких товаров является стоимость, указанная в бартерном договоре, а при ее отсутствии -стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, а при ее отсутствии -стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.
Косвенные налоги при импорте товаров на территорию государства-члена Таможенного союза с территории другого государства-члена Таможенного союза, как указывалось выше, взимаются налоговыми органами государства-импортера.
Протокол предусматривает
Помимо этого, налогоплательщик - собственник товар должен представить в налоговый орган выписку из банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов, товаросопроводительные (транспортные) документы, счета - фактуры, документы, отражающие гражданско-правовые основания приобретения товаров (договор, контракт).
В случае несвоевременной уплаты косвенных налогов либо иного неисполнения собственником товара его обязанностей как налогоплательщика, пеня и иные меры ответственности определяются законодательством государства, на территорию которого были импортированы товары.
В случае экспорта товаров с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акцизов. При этом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты, зачеты и возмещения в порядке, установленном законодательством государства экспортера для товаров, экспортированных с территории данного государства за пределы Таможенного союза.
Однако, как и в случае с экспортом
товаров за пределы Таможенного
союза, налогоплательщик обязан предоставить
в налоговый орган ряд
Также экспортер должен предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, о котором уже упоминалось, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенной союза, на территорию которого были импортированы товары, об уплате косвенных налогов.
Кроме этих документов, должны быть предоставлены
выписка из банка, товаросопроводительные
(транспортные) документы и иные
документы, предусмотренные
Для налогового органа предусмотрена возможность принять решение о подтверждении нулевой ставки налога на добавленную стоимость, освобождения от уплаты акцизов, применения налоговых вычетов, если в данном налоговом органе имеется подтверждение от налогового органа другого государства-члена Таможенного союза об уплате косвенных налогов в полном объеме.
При этом необходимо учитывать, что
в соответствии с Протоколом от 11
декабря 2009 года "Об обмене информацией
в электронном виде между налоговыми
органами государств - членов Таможенного
союза об уплаченных суммах косвенных
налогов" налоговые органы всех государств-членов
Таможенного союза ведут
Таким образом, можно говорить, что
с большой долей вероятности
налоговые органы государства-экспортера
получат от налоговых органов
государства-импортера
В Протоколе о порядке взимания
косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при экспорте
и импорте товаров в Таможенном
союзе от 11.12.2009 указано, что налоговый
орган в случае, если не предоставлены
соответствующие документы, вправе
принять решение о
В целом, изучив порядок взимания косвенных
налогов при экспорте и импорте
товаров между государствами-
Главным таким изменением стало то, что в уплате и возмещении косвенных налогов больше не участвуют таможенные органы.
Для сравнения рассмотрим ранее действовавший порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров на примере налога на добавленную стоимость.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 146 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налога на добавленную стоимость признается ввоз товара на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
При этом установлены различия в сумме налога в зависимости от заявленной декларантом таможенной процедуры. Например, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме, при помещении под процедуру реимпорта уплачиваются суммы налога, от которых налогоплательщик был освобожден при экспорте товаров из Российской Федерации, а при помещении товаров под процедуру таможенного транзита налог на добавленную стоимость не уплачивается.
При этом, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (абзац 1 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса таможенного союза), налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам и подлежит уплате таможенным органам декларантом или иные лица, на которых соответствующим законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение производится по ставке 0 процентов. Для этого экспортеру необходимо предоставить в налоговые органы ряд документов, в том числе таможенную декларацию и копии товаросопроводительных документов, с отметками таможенных органов, подтверждающими убытие товаров с территории Российской Федерации.
Из вышесказанного можно сделать
вывод, что роль таможенных органов
во взимании косвенных налогов при
перемещении товаров между
Нерешенные проблемы Таможенного союза. Взгляд Казахстана
Казахстанские бизнесмены, входящие в Ассоциацию налогоплательщиков Казахстана, обозначили основные проблемы, возникшие в связи с вступлением в Таможенный союз, и предложили пути их решения.
Непризнание странами – участницами ТС национальных товарных знаков
В настоящее время механизм защиты прав интеллектуальной собственности реализуется посредством:
- национального таможенного
- Единого таможенного реестра
объектов интеллектуальной
- в соответствии с
Необходимо ускорить процесс признания
национальных товарных знаков на территории
Таможенного союза. Предлагаем разработать
соглашение о взаимном разрешении использования
тождественных товарных знаков между
кондитерскими предприятиями
АО «Рахат»
Процедура повторной сертификации казахстанского товара, поставляемого в страны ТС, который не вошел в Единый перечень
Для стран Таможенного союза создан единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. К сожалению, кондитерские изделия не вошли в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов» (далее – Единый перечень), и подлежат обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно с национальным законодательствам стран – членов ТС. Так, покупатели нашей продукции из России вынуждены проходить повторную подтверждающую сертификацию на продукцию производства АО «Рахат», так как в случае отсутствия сертификата, торговля закупленной продукции запрещается. Сложности в получении сертификатов происхождения касаются не только казахстанских товаров. К сожалению, казахстанская сторона занимает такую же позицию (подтверждение сертификата соответствия) в отношении товаров из России, что противоречит утвержденным нормативным документам Таможенного союза, в которых четко прописано, что, во-первых, признание на таможенной территории ТС единого сертификата и декларации соответствия, исключающее дополнительные издержки на сертификацию, неприменимо к продукции, не включенной в Единый перечень; во-вторых, Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого технического регламента на этот вид продукции для государств – членов Таможенного союза. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах – членах Таможенного союза.
Странам – членам ТС необходимо принять
технический регламент «