Косвенное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть косвенное налогообложение.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность косвенного налогообложения и рассмотреть основные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины);
раскрыть экономическую значимость косвенных налогов в формировании бюджета;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Понятие и сущность налогов…………………………………………….5
1.1.Понятие и функции налогов………………………………………………….5
1.2.Сущность и значение косвенного налога……………………………………8
Глава II.Косвенное налогообложение………………………………………….11
2.1.Налог на добавленную стоимость…………………………………………..11
2.2.Акцизы………………………………………………………………………..14
2.3.Таможенные пошлины………………………………………………………16
Глава III.Совершенствование налоговой системы…………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги.docx

— 53.49 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.Понятие и сущность налогов…………………………………………….5

1.1.Понятие  и функции налогов………………………………………………….5

1.2.Сущность  и значение косвенного налога……………………………………8

Глава II.Косвенное налогообложение………………………………………….11

2.1.Налог  на добавленную стоимость…………………………………………..11

2.2.Акцизы………………………………………………………………………..14

2.3.Таможенные  пошлины………………………………………………………16

Глава III.Совершенствование налоговой системы…………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Доходы  бюджета отражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а их материально-вещественным воплощением  -денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом.

       Основная часть доходов бюджета  формируется из налоговых поступлений.  В истории развития общества  еще ни одно государство не  смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих  функций по удовлетворению коллективных  потребностей ему требуется определенная  сумма денежных средств, которые  могут быть собраны только  посредством налогов.

     Важную  роль в налоговых поступлениях бюджета  играет косвенное налогообложение, т.к. его доля намного больше по сравнению  с остальными видами налогообложения. С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что от правильности построения системы бюджетной системы и  налогообложения зависит благосостояние общества в целом. То есть налогообложение  непосредственно влияет на динамику экономического роста.

     Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической  потенциала России. Налогам отводится  важное место среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. С  помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Вопросы, касающиеся роли прямого налогообложения в формировании доходов бюджетной системы, являются актуальными для нашего государства.

     Цель  курсовой работы - рассмотреть косвенное налогообложение.

     Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить сущность косвенного налогообложения и рассмотреть основные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины);
  2. раскрыть экономическую значимость косвенных налогов в формировании бюджета;
  3. проанализировать совершенствование системы налогов.

     Объектом  данной курсовой работы является бюджетная  система, налоговая система РФ, а  субъектом исследования - налоги и доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

     Методической  и теоретической основой при  написании работы послужили теоретические  материалы исследования различных  авторов, периодические издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Постановления Правительства  РФ, Законы РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.  
 
 
 
 

     Глава I . Понятие и сущность косвенных налогов.

     1.1.Понятие  и функции налогов

     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».1

     Налоги  составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Историческая эволюция привела  к формированию двух моделей рыночной экономики: либеральной и социально  ориентированной. Либеральная модель позволяет государству взимать  минимум налогов, а социально  ориентированная предполагает высокие  ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

     Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая масса произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов.

       «Для того чтобы установить налог и иметь возможность его взимать необходимо определить:

  1. Объект налогообложения (имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога);
  2. Налоговая база - это стоимостная, физическая или другие характеристики объекта налогообложения;
  3. Налоговый период - это календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
  4. Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  5. Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;
  6. Порядок и сроки уплаты налога. Устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пени. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме».

     Если  отсутствует хотя бы один из перечисленных  элементов, взимать налог не удастся.

     Социально - экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях их воздействия на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Они показывают, каким путем реализуется  общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

     Налоги  выполняют следующие важнейшие  функции:

  1. Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.
  2. Социальная функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
  3. Регулирующая функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов.
  4. Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

     Функции налогов тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а  регулирующая – может существовать номинально или быть деформирована.

     Классификация налогов позволяет установить различия и сходства между ними, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют определенных условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

     Тот или иной способ классификации налогов  основан на ряде критериев. Многообразие способов классификации налогов  имеет положительное свойство, что  один и тот же конкретный налог, относимый  в разных классификациях к различным  группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и  познанию. Отнесение того или иного  налога к определенному виду позволяет  более четко уяснить содержание и суть.

     Налоги  классифицируют по следующим признакам: по способу взимания налогов (прямые и косвенные), субъекту налогообложения (взимаемые с юридических и  физических лиц), объекту налогообложения, уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж (федеральные, региональные и местные), целевой направленности введения налога (сборы и пошлины) и др. 

1.2.Сущность и значение косвенного налога

     Косвенные налоги - это налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы. Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

     Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров (работ, услуг). Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также  тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, они  непосредственно связаны с той  деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой  налоговые суммы, которые затем  перечисляет государству, поэтому  косвенные налоги нередко называют налогами на потребление.

     При косвенном налогообложении субъектом  налога является продавец товара (работы, услуги), которые выступают в качестве посредника между государством и  фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы, услуги).

     Косвенные налоги имеют привлекательность  по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступлений в бюджетную  систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный  и справедливый метод обложения  доходов различных социальных групп.

     Противники  косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение  товара от продавца к покупателю. Но косвенные налоги имеют равнодушный  характер по отношению к производителю  и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к  ценообразованию продукта. Конечно, косвенные налоги утяжеляют цену товара (работы, услуги), но при реализации происходит возмещение начисленного налога. Здесь говорится о стимулирующей  функции косвенных налогов, т.к. хозяйствующий  субъект должен производить или  брать на реализацию конкурентоспособную  продукцию с позиции качества и цены. Так как косвенные налоги начисляются на сформированную цену, и служат лишь отражением ее в фиксированной  ставке, имеется возможность и  необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль  для достижения соответствующего спроса на продукцию, по предлагаемой цене, тем  более что снижение прямых налогов  способствует этому.

Информация о работе Косвенное налогообложение