Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.
Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
В современной мировой
практике доходы федерального бюджета,
как правило, формируются за счет
наиболее крупных, устойчивых и стабильно
поступающих доходов, позволяющих
обеспечивать бесперебойное финансирование
неотложных, жизненно необходимых для
функционирования государства расходов.
В России к таким доходам относятся: налог
на добавленную стоимость, акцизы, таможенные
пошлины и иные доходы от внешнеэкономической
деятельности, а так же налог на прибыль,
доходы от целевых бюджетных фондов.
Рассмотрим и сравним
фактические поступления
В 2007 году в федеральный
бюджет Российской Федерации поступило
3 747,6 млрд. рублей администрируемых доходов.
Основная масса налоговых доходов
федерального бюджета обеспечена поступлениями
НДС (37%) и налога на добычу полезных
ископаемых (30%) (рисунок 1).
Структура поступлений
налоговых доходов в
Рисунок 1.
В 2008 году в федеральный
бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей налоговых
доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007
году. Основная масса доходов федерального
бюджета обеспечена поступлениями
налога на добычу полезных ископаемых
(39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%) (рисунок
2).
Структура поступлений
налоговых доходов в
Рисунок 2.
В 2009 году в федеральный
бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей налоговых
доходов, что на 26% меньше, чем в 2008
году. Основная масса налоговых доходов
федерального бюджета обеспечена поступлениями
НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых
(33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок
3).
Структура поступлений
налоговых доходов в
Рисунок 3.
Среди косвенных
налогов НДС занимает одно из первых
мест при формировании федерального
бюджета. В 2007 году поступления налога
на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории
Российской Федерации, в 2007 году составили
1 390,4 млрд. рублей и по сравнению
с 2006 годом выросли в полтора
раза.
Налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики
Беларусь, поступило в 2007 году 34,3 млрд.
рублей, что на 26,2% больше, чем в 2006
году.
В 2008 году поступления
налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, году
составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению
с 2007 годом снизились на 28,2%. В
сопоставимых условиях (поступления
за 2007 год приведены в условиях
2008 года) темп роста НДС, по экспертным
оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики
Беларусь, поступило в 2008 году 40,3 млрд.
рублей, что на 17,4% больше, чем в 2007
году.
Что касается 2009 года,
то поступления налога на добавленную
стоимость на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории Российской
Федерации, составили 1 176,6 млрд. рублей
и по сравнению с 2008 годом выросли
на 18%.
Налога на добавленную
стоимость на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики
Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд.
рублей, что на 24% меньше, чем в 2008
году.
Акцизы так же
являются одними из важнейших источников
пополнения бюджета.
В 2007 году поступления
акцизов составили 108,8 млрд. рублей
и выросли относительно 2006 года на
16,7%
Поступления акцизов
на спирт этиловый из всех видов
сырья и спиртосодержащую продукцию
в федеральный бюджет Российской
Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд.
рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006
году.
В федеральный бюджет
в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную
продукцию, производимую на территории
Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей,
что на 39,1% больше поступлений 2006 года.
Поступления акцизов
на нефтепродукты (бензин автомобильный,
дизельное топливо и моторные
масла) в федеральный бюджет в 2007
году составили 52,1 млрд. рублей, что
на 4% больше, чем в 2006 году.
В 2008 году поступления
по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет составили 125,2 млрд. рублей и
выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Поступления по сводной
группе акцизов в федеральный
бюджет в 2009 году составили 81,7 млрд. рублей
и снизились относительно 2008 года
на 35%.
Снижение поступлений
по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет обусловлено изменением законодательства
в части акцизов на нефтепродукты.
С 2009 года уплата акцизов на автомобильный
бензин, дизельное топливо и моторные
масла осуществляется в бюджет субъекта
Российской Федерации в полном объеме.
Проанализировав приведенные
данные можно сделать вывод о
том, что в налоговых доходах
федерального бюджета сохраняется
весьма высокая доля поступлений
от косвенных налогов. В бюджете
2007 года косвенные налоги равны 1 629
млрд. руб. (40%); за 2008 год косвенные
налоги равны 1 163,9 млрд. руб. (27 %), в 2009 году
– 1 798,7 млрд. руб. (42 %). То есть мы наблюдаем
постепенную тенденцию к росту.
Такая ситуация во многом
связана с тем, что косвенные
налоги традиционно стабильны и
характеризуются достаточно высоким
уровнем собираемости.
3.2 Анализ структуры
и динамики поступления
Региональные бюджеты
представляют собой второй уровень
иерархически построенной бюджетной
системы. В этом выражается их особенность.
По своему статусу они занимают двойственное
положение, поскольку, с одной стороны,
имеют самостоятельные
Как известно, региональными
называют бюджеты субъектов Российской
Федерации. Но субъекты Российской Федерации
могут иметь разный государственно-правовой
статус. Поэтому среднее звено
бюджетной системы РФ представлено
пятью различными видами региональных
бюджетов: это бюджеты республик
в составе РФ, краевые, областные
(включая и областной бюджет автономной
области), окружные автономных округов,
городские двух городов федерального
значения - Москвы и Санкт- Петербурга.
Доходы бюджета -
это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходы бюджетов
складываются из налоговых (прямые и
косвенные налоги), неналоговых доходов,
безвозмездных перечислений, а также
доходов целевых бюджетных
Нас интересует областной
бюджет Курской области и влияние
косвенных налогов на формирование
доходов бюджета в 2007 - 2009 года. Рассмотрим
поступление налоговых доходов
в областной бюджет Курской области
в таблице 3.
Таблица 3 - поступления в Областной бюджет Курской области от налогоплательщиков за 2007-2009 года Млн. руб.Период 2007 2008 2009
Всего доходов 17 543,3 24 070,6 24 171, 3
Поступило налогов
и сборов 11 486,9 15 620, 0 12 380,0
в том числе:
налог на прибыль организаций 5 403,5 7 940, 1 4 193,1
налог на доходы физических лиц 3 197,7 4 311,8 4 234,3
акцизы 412,9 401,2 540,4
налоги на имущество 1 842,2 2 133,8 2 387,1
прочие налоги и
сборы 630,6 666,6 764,3
Как мы видим из таблицы
Областной бюджет за 2007 год исполнен
по доходам в сумме 17 543,3 миллиона
рублей, удельный вес налоговых поступлений
в общей сумме доходов
Областной бюджет за
2008 год исполнен по доходам в сумме
24 070,6 миллиона рублей. По сравнению
с 2007 годом доходов получено больше
на 6 527,3 млн. рублей. Удельный вес налоговых
поступлений составляет 65% от общей
суммы доходов (так же как и
в 2007 году). Наибольший удельный вес
в налоговых доходах Областного
бюджета составили налог на прибыль
организаций – 50% и налог на доходы
физических лиц – 28% (прямые налоги).
Удельный вес косвенных налогов
– акцизов составляет 2,5% от общей
суммы налоговых поступлений.
В 2009 году Областной
бюджет Курской области исполнен
по доходам в сумме 24 171,3 миллиона
рублей. Удельный вес налоговых поступлений
в общей сумме доходов
Тем не менее, по сравнению
с 2008 годом в 2009 поступление налоговых
доходов сократилось, это связано
с тем, что бюджет 2009 года приходилось
исполнять в условиях мирового финансового
кризиса, который не обошел стороной
и нашу область.
Таким образом, на основании
вышеприведенных данных можно сделать
вывод о том, что удельный вес
косвенных налогов, т.е. акцизов в
общей сумме налоговых
3.3 Перспективы развития
косвенного налогообложения в
Российской Федерации
Одной из главнейших
проблем в кризисный период в
области налогообложения
25 мая 2009 г. Правительством
Российской Федерации были
Так что же нас
ожидает в сфере косвенного налогообложения?
В поисках ответа обратимся к
последним публикациям в данной
области.
Например, кандидат
экономических наук, руководитель отдела
методологии бухгалтерского учета
и аудита ООО «РосКо» А. А. Талаш
в своей статье пишет, что значительных
изменений в порядке обложения
НДС не предвидится. Планируется
внести некоторые уточнения в
порядок подтверждения нулевой
ставки. Предполагается продолжить работу,
направленную на оптимизацию перечня
документов, подтверждающих обоснованность
применения нулевой ставки, а также
на сокращение сроков возмещения НДС.
По мнению А. А. Талаша
уточнения затронут и порядок
оформления счетов-фактур. Планируется
решить вопрос о возможности оформления
счетов-фактур с отрицательными показателями
(кредит счетов). Ранее Минфин России
высказывался против выставления отрицательных
счетов-фактур (письма Минфина России
от 29.05.07 г. № 03-07-09/09, от 10.04.07 г. № 03-07-08/70
от 21.03.06 г. № 03-04-09/05 и др.). Также ставится
задача внести изменения в законодательство
в отношении незначительных нарушений
правил заполнения счета-фактуры. Указанные
изменения должны определить, при
незаполнении (или неверном заполнении)
каких реквизитов счет-фактура может
быть признан несоответствующим
установленным требованиям. Это
должно способствовать снижению издержек
налогоплательщиков по исполнению налогового
законодательства.
Согласно п. 2 ст. 169
НК РФ счета-фактуры, составленные и
выставленные с нарушением порядка,
установленного пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ,
не могут являться основанием для
принятия предъявленных покупателю
продавцом сумм налога к вычету или
возмещению. Именно в пп. 5 и 5.1 указанной
статьи приведен перечень обязательных
реквизитов счетов-фактур, выставляемых
при реализации товаров (работ, услуг),
передаче имущественных прав, а также
при получении оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих поставок
товаров (выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав. Пунктом
6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура
подписывается руководителем и
главным бухгалтером
Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации