Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;
- исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;
- изучить характеристики основных косвенных налогов;
- раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения
1.1 Сущность и значение косвенных налогов
1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России
1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения
2. Методические аспекты косвенного налогообложения
2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года
2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации
2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации
3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года
3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года
3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года
3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 57.64 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«Юго-Западный государственный  университет» 

Кафедра налогообложения  и антикризисного управления 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине Федеральные  налоги и сборы с организаций 

(наименование учебной  дисциплины) 

На тему «Косвенное налогообложение в Российской Федерации» 

  

Автор работы 

А.А. Самохвалова  

Курск 2010 
 

Содержание 

  

Введение 

1. Становление и  развитие правовых основ косвенного  налогообложения 

1.1 Сущность и значение  косвенных налогов 

1.2 Эволюция косвенного  налогообложения в России 

1.3 Зарубежный опыт  косвенного налогообложения 

2. Методические аспекты  косвенного налогообложения 

2.1 Состав и общая  характеристика косвенных налогов  Российской Федерации за 2007-2009 года  

2.2 Порядок исчисления  НДС в Российской Федерации 

2.3 Особенности исчисления  акцизов в Российской Федерации  

3. Роль косвенных  налогов в формировании доходов  бюджетов различных уровней за 2007-2009 года 

3.1 Анализ структуры  и динамики поступления косвенных  налогов в федеральный бюджет  Российской Федерации за 2007-2009 года  

3.2 Анализ структуры  и динамики поступления косвенных  налогов в региональный бюджет  Курской области за 2007-2009 года 

3.3 Перспективы развития  косвенного налогообложения в  Российской Федерации 

Заключение  

Список использованных источников  

Приложение А 

Приложение Б 
 

Введение 

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают  хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается  вопрос о реформировании налоговой  системы. 

Безусловно, налогообложение  в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно  является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной  политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения  находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и  политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской  деятельности.  

В условиях становления  и реформирования налоговой системы  России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего  воздействия государства на развитие экономики. 

Опыт российской налоговой системы демонстрирует  необходимость использования косвенных  налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов  в общей сумме доходных средств  составляет более 40%. Однако мировой  опыт требует осторожности и постепенности  при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными  социальными последствиями. Поэтому  требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического  использования косвенных налогов. 
 

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования. 

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики  Российской Федерации. 

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:  

-  раскрыть сущность  и значение косвенного налогообложения; 

-  исследовать  исторический аспект развития  косвенных налогов и опыт зарубежных  стран в области косвенного  налогообложения;  

-  изучить характеристики  основных косвенных налогов; 

-  раскрыть роль  косвенных налогов в формировании  бюджетов РФ.  
 

1. Становление и  развитие правовых основ косвенного  налогообложения 

  

1.1Сущность и значение  косвенных налогов 

В условиях перехода на рыночные механизмы основными  доходами бюджетной системы в  Российской Федерации, как и в  странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы. 

Налоги и сборы  представляют собой часть национального  дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом  понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.  

Систему налогов, поступающих  в бюджеты разных уровней, можно  классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру  построения налоговых ставок, по использованию  и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные  налоги. 

Прямые налоги –  это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль  организаций, налог на имущество  и другие. 

Косвенные налоги –  взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся  акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. 

При косвенном налогообложении  субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий  посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). 

Косвенные налоги характеризует  простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они  незаметны и психологически легче  воспринимаются плательщиками. 

Преимущества косвенных  налогов связаны в первую очередь  с их ролью в формировании доходов  бюджета.  

Во-первых, косвенным  налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для  финансирования расходов. 

Во-вторых, так как  косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность  их полного или почти полного  поступления. Остановить процесс потребления  товаров и услуг невозможно, так  как без этого невозможна сама жизнь.  

В-третьих, потребление  более-менее равномерно в территориальном  разрезе, а поэтому косвенные  налоги снимают напряжение в межрегиональном  распределении доходов. Так как  нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов. 

В-четвертых, косвенные  налоги осуществляют существенное влияние  на само государство. Используя все  свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие  условия для развития производства и сферы услуг, так как чем  больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой  при этом является правильный выбор  товаров для акцизного налогообложения.  

В-пятых, косвенные  налоги влияют на потребителей. При  умелом их использовании государство  может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или  иной продукт и тем самым, меняя  его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как  не всегда интересы государства совпадают  с интересами общества.  

С точки зрения решения  фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в  разных базах налогообложения: прибыли  или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления  – при косвенном. Известно, что  экономическое развитие всех без  исключения стран имеет циклический  характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения  экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и  уменьшение базы налогообложения, что  приводит при неизменных ставках  к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов  является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем  база косвенных. 

С точки зрения влияния  на экономическое развитие косвенные  налоги традиционно связывают с  их влиянием на цены. 

Очевидно, что косвенные  налоги осуществляют тем большее  влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов  свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению  общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических  факторов. Поэтому, как свидетельствует  зарубежный опыт, их пытаются вводить  только в период экономической стабильности. 

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей  степени затрагивают прибыль  предприятий, которая является одним  из основных источников накопления, а  также потому, что с их помощью  государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели. 
 

1.2 Эволюция косвенного  налогообложения в России 

Вопросы косвенного налогообложения обсуждались еще  несколько веков тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение. 

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных  налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков. 

После первой мировой  войны определенный этап в налаживании  финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической  политики (НЭП), когда были сняты  запреты на торговлю, на местный  кустарный промысел. В это время  началось быстрое оживление финансово-налоговой  деятельности Советской власти. Хозяйственная  разруха в стране в результате многолетней империалистической и  гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового  оборота и твердо выявившихся  экономических связей, а также  необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские  властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными  в условиях 20-х годов видами прямого  налогообложения широкую систему  косвенных налогов.  

Первым акцизом, введенным  после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных  вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены  акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных  спичек.  

В дальнейшем система  акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные  напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом  от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный  сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был  установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных  акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов  в советский период.  

Таким образом, в 20-е  годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней  торговли таможенным налогам придавалось  важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной  промышленности.  

Информация о работе Косвенное налогообложение в Российской Федерации