Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:42, курсовая работа
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового контроля 5
Экономическое содержание налогового контроля 5
Общая характеристика органов налогового контроля РФ 10
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц 14
2.1. Общая характеристика камеральных налоговых проверок 14
2.2. Сущность выездных налоговых проверок 17
2.3. Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) 21
Заключение 34
Список использованной литературы 36
При проверках налоговые органы пристальное внимание обращают на вопросы легализации «теневой» заработной платы, на проверки обращений граждан по поводу минимизации официальной заработной платы, выдачи заработной платы «в конвертах», ведения двойных ведомостей на выдачу заработной платы в целях ухода от налогообложения.
Контрольные мероприятия налоговых органов направлены в первую очередь на выявление объектов, которые физические лица скрывают от налогообложения. Особое внимание уделяется работе со сведениями, поступающими от регистрирующих органов, - о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной им территории, зарегистрированных у них транспортных средствах и их владельцах.
Для
выявления лиц, сдающих внаем
жилые нежилые помещения, а также
торговые площади, налоговые органы взаимодействуют
с паспортно-визовой службой органов внутренних
дел, с комитетами администраций по управлению
имуществом административно-
Анализ поступившей информации позволяет определить круг лиц, обязанных декларировать свои доходы. Ориентировочно объем теневой зарплаты в 2009 г. составил 18,9 трлн руб., что на 350 млрд руб. меньше, чем в 2008 г.7 Не смотря на тенденцию к снижению, объем теневой зарплаты все еще высок. При этом более 30% зарплат сотрудников коммерческих организаций налогами не облагались.
С 2001 г. Взимание налога стало производиться на основе главы 23 Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Установлена единая ставка налога независимо от величины дохода – 13%, расширена налоговая база за счет отмены льгот по доходам военнослужащих, судей и т.д.
В 1997 г. в качестве объекта обложения введен доход в виде материальной выгоды граждан. В настоящее время доходы в виде материальной выгоды делятся на три категории.
Проверяется правильность определения налоговой базы по договорам страхования. Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.
По
договорам добровольного
При
определении налоговой базы по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения
и договорам обязательного
Сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами РФ, определяется плательщиком самостоятельно. Если источником дохода плательщика является российская организация, она признается налоговым агентом и определяет сумму налога.
При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, учитываются доходы, полученные по следующим операциям:
Налоговая база по перечисленным операциям определяется раздельно.
Доход по операциям купли продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными плательщиком.
Под финансовыми инструментами срочных сделок понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки, налоговая база в этом случае определяется как разница между положительным и отрицательными результатами, полученными от переоценки обязательств и прав требований по заключенным сделкам и исполнения финансовых инструментов срочных сделок, с учетом оплаты услуг биржевых посредников и биржи по открытию позиций и ведению счета физического лица. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок увеличивается на сумму премий, полученных по сделкам с опционами, и уменьшается на сумму премий, уплаченных по указанным сделкам.
По
операциям с финансовыми
Особое внимание уделяется правомерности освобождения от обложения отдельных видов доходов плательщиков:
С 2008 г. НДФЛ не облагаются суточные за каждые сутки нахождения в командировке: в России – 700р., в других странах – 2500 р.
Проверяются правомерность применения налоговых ставок: общеустановленной - 13% и специфических – 35; 30; 9% для отдельных видов доходов.
Ставка 35% установлена в отношении:
Ставка 30% применяется в отношении
доходов, получаемых
С 2007 г. налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Иностранные граждане, получившие разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ, считаются резидентами РФ на начало отчетного периода, и обложение их доходов производится по ставке 13%.
Прочие категории иностранных
граждан на начало отчетного
периода рассматриваются в
Уточнение налогового статуса таких плательщиков производится лишь на дату, следующего после истечения 183 дней пребывания на территории РФ иностранного гражданина. В таком случае ставка НДФЛ за весь период пребывания его на территории РФ составляет 13% и производится перерасчет налога. Если в календарном году период пребывания физического лица в России достиг 183 дней, то статус нерезидента по итогам налогового периода измениться уже не может.
Имеются особенности применения налоговых ставок в отношении граждан республики Беларусь. Для них применяется ставка налога на доходы от работы по найму в размере 13% с первого дня пребывания на территории РФ.
Ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
С 2002 г. С 35% до 13% снижена ставка НДФЛ по выигрышам, полученным в организациях игорного бизнеса.
Проверяющие обращают внимание на полноту преставления, правильность заполнения документов лицами, имеющими право на получение стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, при определении размера налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13%. Налоговые вычеты – это возврат плательщику уплаченного им НДФЛ.
В этом случае к декларации прикладывается заявление о полном или частичном возврате сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных в бюджет за предшествующий налоговый период, в связи с использованием права на вычет.
Стандартные налоговые вычеты уменьшают налоговую базу ежемесячно:
К сожалению, размер стандартных вычетов незначителен и малозначим как для бюджета, так и для плательщиков. Так, анализ показывает, что потеря бюджета на вычеты составляет менее 1% от общей суммы уплаченного НДФЛ, а для среднего плательщика налоговая нагрузка при применении этих вычетов уменьшается лишь на 0, 01%.
Ряд авторов справедливо считают, что в настоящее время стандартные вычеты экономически необоснованны и не привязаны ни к величине прожиточного уровня, ни к минимальному размеру оплаты труда.
Информация о работе Контроль налоговой службы за исчислением и уплатой налогов с физических лиц