Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:20, курсовая работа
Важнейшим видом деятельности любого государства, в том числе и Российского, как известно, является формирование (мобилизация) государственных доходов.
Государственный доход -- это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций.
Налог как экономическая и правовая категория. Классификация налогов.
2. Таможенные пошлины.
ж) таможенная пошлина; з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; л) подоходный налог с физических лиц; м) дорожные фонды (дорожный налог);
н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и разованных на их основе слов и словосочетаний.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Налоги субъектов федерации -- налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов -- являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республик, краев, областей, автономных образований, а также в бюджеты города и района, на территории которых находится предприятие.
Согласно ст. 20 закона к налогам субъектов федерации -- республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся: а) налог на имущество предприятий; сумма платежей по налогу должна равными долями зачисляться в бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, в бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, в бюджеты городов по месту нахождения плательщика; б) лесной доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (ст. 20 закона).
Приведенные в данной статье закона налоги также имеют некоторые особенности. В частности, налоги, указанные в пп. "а", "б", "в", устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки таких налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, „автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Сбор, указанный в п. "г", устанавливается законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать 1 % годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов. Суммы платежей по этому сбору зачисляются в бюджет республики в составе Российской федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, в бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное формирование образовательных учреждений.
К местным согласно ст. 21 закона относятся следующие налоги:
а)налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сумма сбора должна зачисляться в бюджет по месту их регистрации; г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор на право торговли; этот сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими органами государственной власти; сбор должен уплачиваться путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляться в соответствующий бюджет; ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. При этом ставка сборов в год не может превышать 1 % от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица -- 1 % годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах -- на собраниях и сходах жителей; 3) налог на рекламу; налоги должны уплачивать юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе. Однако в законе не отражены правовые нормы, касающиеся добросовестности рекламы, что наносит существенный экономический вред гражданам, которые, поверив рекламе, на практике оказываются в проигрыше. Целесообразно поэтому принять соответствующий закон, в котором предусмотреть юридическую ответственность рекламодателей за недобросовестную рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Этот налог обязаны уплачивать юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10 % суммы сделки; к) сбор с владельцев собак; такой сбор должны уплатить физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; данный сбор должны вносить юридические и физические лица, реализующие эти изделия населению, в размере: 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год с юридических лиц и 25 -- с физических, при торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, -- в размере половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли, м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты; н) сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор должны уплачивать физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья; о) сбор за парковку автотранспорта; этот сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти; п) сбор за право использования местной символики; такой сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и пр.), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости рекламируемой продукции; р) сбор за участие в бегах на ипподромах; этот сбор должны вносить юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размере, устанавливаемом местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш на бегах; подобные сборы вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор должен вноситься в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5 % этой платы; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; этот сбор должны вносить участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки; ф) сбор на право проведения кино- и телесъемок; данный сбор должны вносить коммерческие кино- и телеорганизации, осуществляющие съемки, требующие от местных органов государственного управления проведения организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и пр.), в размерах, устанавливаемых органами местной власти; х) сбор за уборку территорий населенных пунктов; такой сбор должны вносить юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом местными органами государственной власти; ц) сбор на открытие игорного бизнеса (установка игорных автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры); плательщиками этого сбора являются юридические и физические лица -- собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки;
ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются местными представительными органами власти; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы взимается в размере, не превышающем 1,5 % объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории; конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются местными представительными органами власти: при исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными представительными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемые ими в порядке долевого участия.
Все
местные налоги, указанные в пп. "а"-"ч"
ст. 21 закона, имеют некоторые особенности.
Так, налоги, указанные в пп. "а"-"в",
устанавливаются законодательными актами
Российской Федерации и взимаются на всей
ее территории. Конкретные ставки этих
налогов определяются законодательными
актами республик в составе Российской
Федерации или решениями органов государственной
власти краев, областей, автономной области,
автономных округов, районов, городов
и иных административно-
Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет не только виды налогов, но и объект и субъект налогообложения, права и обязанности плательщика и налоговых органов, структуру законодательных актов по налогообложению, порядок уплаты налогов.
Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установил (закрепил) права, обязанности и ответственность как налогоплательщиков, так и налоговых органов и их должностных лиц (например, ст. 11-16). Так, ст. 11 закона установила, что налогоплательщик обязан: уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет; представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размер суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов; в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания такого акта; выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; другие обязанности.
В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.
В соответствии со ст. 12 Закона "Об основах налогообложения в Российской Федерации" налогоплательщик имеет право: представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.
Правовое регулирование налоговой системы -- это форма регулирования налоговых отношений, посредством которой поведениеих участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах налогового права . При этом предполагается выполнение субъектами налогового права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований -- обязанностей и дозволений -- драв. Правовое регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы, как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты налогового права реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отрицательная реакция субъектов налогового права образует неправомерное поведение, т.е. правонарушения.
В Российской Федерации в условиях становления рыночной эко-нбмики правовое регулирование налоговых отношений совершенствуется путем подготовки к проведению кодификации налогового законодательства.
Юридической базой налогового законодательства служит ст. 57 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, ' устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует значительное число законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих налогообложение. В частности, Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"^принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. , Закон-^Юб акцизах", принятый Верховным Советом 6 декабря 1991 г., Закон "О налоге. на_ добавленную стоимость", принятый Верховным_Советом Российской Федерации б декабря 1991 г.. Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций", принятый Верховным Советом Российской Федерации 27 декабря 1991 г., Закон "О налоге на имущество предприятий", принятый Верховным Советом 13 декабря 1991 г., Закон "О подоходном налоге с предприятий", принятый Верховным Советом 20 декабря 1991 г., Закон "О плате за землю", принятый Верховным Советом 11 октября 1991 г., Закон "О подоходном налоге с физических лиц", принятый Верховным Советом 7 декабря 1991 г., Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. "О транспортном налоге", Инструкция Государственной налоговой службы Российской федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 22 марта 1992 г. и другие законы и подзаконные нормативные акты.
Все эти и другие нормативные акты составляют правовую систему налогообложения.
Налоговое законодательство обладает особенностью, которая проявляется в том, что состоит из императивных правовых норм. А это означает, что налогоплательщики и налоговые инспекции не могут своим соглашением изменить требования правовых норм налогового законодательства.
Среди вышеперечисленных и других нормативных актов, регулирующих налогообложение, особое место занимает Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку в нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень .федеральных, республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.